Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



Можайск - Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея - Места Русской Славы.
11.05.2008

Оглавление.

 
            Можайск…. Кто бы мог подумать, что имя этого старинного города до поездки вызывало у нас в памяти только молочную бутылку с когда-то невероятно вкусным, а сейчас никаким, можайским молоком. И ничего больше, вот, что странно. Хорошо, мы, русские, знаем, помним, изучаем историю своей родины. В наших продвинутых донельзя тв и прочих информационных носителях такие древние русские городки, мягко говоря, особо не показывают и про них не пишут. Поэтому изучение русской истории по этикеткам от молока, обёрткам от масла и печатным пряникам – это уже нормально, и на этом спасибо, что не дают забыть.
            Можайск – это вообще-то не только старый русский город ~ 1231 года, то есть имеющий на сегодняшний момент 777-летнию Историю! Этот город раньше называли «Славным Можайском» и «Священным городом русских». Хороших и красивых городов было много, а так - ни один не назывался. Это был город – крепость, сторож, пограничник. Сначала был Черниговским уделом (13 век), потом Смоленским, потом присоединён к Московскому княжеству, но сумел отделиться и стать удельным Можайским княжеством, побывал и в опричнине. Сколько раз  горел - деревянную Можайскую крепость захватывали и сжигали татары Дюденя/1293, Тохтамыш/1382, Егидей/1408, а также поляки и литва/1613.
            Старый герб Можайска выглядел так: «В серебряном щите червленая зубчатая каменная стена, с шестью круглыми таковыми же башнями, с серебряными швами и открытыми воротами. В вольной части - герб Московский. Щит украшен серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою».
            Стена с воротами – это символы военной доблести города-крепости. Сейчас из описания старинного герба наши административные современники повыкидывали всё лишнее, ни к чему нам щиты и александровские ленты. Описание герба в настоящий момент выглядит так: «В серебряном поле на зелёной оконечности четыре башни, соединённые зубчатой стеной со сквозной аркой посередине; из-за стены по краям выходят две башни; стена и башни червлёные, мурованные золотом».
            Раньше (нач.17в.) в этом городе было 18 монастырей (десять правильным кольцом окружали Можайский Кремль-крепость) и 75 церквей. Сейчас – 1 монастырь и несколько (2-3) церквей.
            В 12 км – Бородино. Село и поле, вернее, поля, украшенные сейчас вольными раскидистыми берёзами, обелисками с орлами (на них перечислены даже раненые!) и бескрайним небом с шелковыми облаками.
            В ~30 км Верея – Протва-река (приток Оки), сосны, живописная местность, на макушке высоченного холма – высоченная церковь Рождества Христова, рядом на утёсоподобном камне на самом краю склона – памятник герою войны 1812 года – генерал-лейтенанту Илье Дорохову, лихому гусару, освободившему Верею от французов.
            Ну, а в самом Можайске мы увидели и потряслись двумя знакомствами: с Ново-Никольским храмом, окутанным масоно-тамплиерской мистикой и таким знакомым уже (по Вологодской области) простым и цельным, совершенно русским Лужецким Ферапонтовым монастырём на берегу Москва-реки. И ещё многим другим. Обо всё по порядку.
            Сайт города: www.mozhaysk.ru
 
            Идея поехать как всегда у нас – непредсказуема как яблоко Ньютона, бац и осенило: «А не поехать ли нам? ! …». Правда у нас временное ограничение: только один день, что означает предельно жёсткий радиус удаления от Москвы – не более 120км. Ну и что! Я помчалась к своим любовно собираемым путеводительским запасам. Пошуршала. «Ага, вот он: путеводитель «Подмосковье. Маршруты выходного дня». Автор: Л.Егорова. Признаюсь сразу: куплен однажды по ходу моего стремительного движения куда-то на книжном развальчике, где всё продавалось за 50руб. Пробегала мимо и случайно зацепила глазами. Подумала, что пригодится. Хотя сразу отмечу, что путеводитель очень сумбурный, подача информации какая-то отрывочная, будто автор мечется из стороны в сторону. Вообще такие путеводители полезны только в одном плане – общего ознакомления с местом путешествия. Потому что, к сожалению, мало людей, которые с искренним интересом пишут талантливые краеведческие книги и путеводители. Основная масса использует, а точнее клонирует общую инфу густо растиражированную в интернете.
            Во всех церковных лавках (а где ещё?) я высматривала краеведческую литературу по Можайску. Удачно. Так я купила книжки «Город Можайск. Храмы Можайского уезда» (О.Пэнэжко) и «Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь». А в сувенирных палатках в Бородино - карту Можайского района (лучше поздно, чем никогда ) и главное – книгу местного краеведа, любителя-историка и бывшего геодезиста Владимира Куковенко. Без неё – не было бы главы о Ново-Никольском храме, вернее её наполнение было бы более стандартно-шаблонным.
            Насчёт карты, нужна ли она и стоит ли её покупать? В принципе можно обойтись, поскольку город Можайск не очень большой, и можно использовать как свои наблюдательные способности (покрутить головой по сторонам и заметить маковки церквей), так и коммуникативные (пообщаться с можайцами на предмет «как дойти, где находится»). Но, тем не менее, хорошая карта лишней никогда не бывает и всегда пригодится, поэтому ищите киоски «Союзпечати», в которых они продаются.
 
Вот наш маршрут:
Можайск.
Ново-Никольский собор. Можайская крепость. Городище.
Иоакимо-Анненская церковь.
Лужецкий Ферапонтов монастырь (мужской). Москва-река.
Два источника (рядом с монастырем и в деревне Исавицы).
 
Бородино.
Бородинское поле. Река Колочь. Обелиски. Музей.
Спасо-Бородинский монастырь (женский).
 
Верея.
Торговая площадь и Торговые ряды.
Церковь Рождества Христова.
Памятник герою войны 1812 года гусару Илье Дорохову.
Панорама Вереи и мост через Протву-реку.
 
            Можайск. Московская область. Минское шоссе (трасса М1). Можно по Можайскому шоссе (А 107). 110км от Москвы. Население ~30 тыс. человек. Можайское водохранилище в 4х км от города.
            По указателю «Можайск» сразу за памятником-самолётом на Минском шоссе (М1) мы повернули направо. Судя по карте, мы должны были въехать сразу в город – он в центре, направо – Дорохово, налево – Бородино. На самом деле уперлись в обычный ничем не примечательный Т-образный перекрёсток. Ни Можайска, ни указателя на него нету. Поехали налево в направлении Бородино. Крутили карту и волновались по дороге – а где же сам Можайск? Переехали железную дорогу. И вдруг наконец-то показалась стелла с названием города.
            На самом деле, как потом выяснилось, мы поторопились свернуть с М1, хотя, с другой стороны, как не повернуть, если перед глазами указатель? Кто же знал, что он не основной? Поэтому даём совет – если вы в первый раз на Можайском шоссе и едете в Можайск – смело проезжайте мимо памятника-самолёта и указателя. Поворот в город будет несколько дальше, километров через 10-15, зато вы сразу въедете в центр.
            Окраины Можайска – это панели, пятиэтажки, палатки-магазинчики и прочее. Причем идёт повсеместная эксплуатация местных знаменитых имён: везде бросаются в глаза магазины, торговые дома и прочие точки с громкими названиями «Бородино», «Барклай», «Багратион», «Кутузов». Наполеона с Мюратом пока в торговых вывесках не наблюдается . Центр Можайска немного невнятен. Мы просто едем вперёд и среди разномастного панельно-кирпичного, жилого и торгового новостороя с редкими вкраплениями остатков старинных домов с полувросшими в землю окнами первых этажей, ищем глазами Можайский Кремль, по крайней мере, так было написано в путеводителе.
            Проехали высокий памятник Солдату весь в тюльпанах, промчались мимо большой сени-беседки со статуей Николы Можайского, который держит в руках поднятый меч и город, но ничего старинного на горизонте не промелькнуло. Наконец в одном из переулков мы заметили шпиль какой-то церкви, пришлось сделать круг и снова сюда вернуться, поскольку мы проскочили мимо этого места на скорости. Я в предвкушении. По всем приметам это Ново-Никольский собор.
           
(ул. Бородинская, 9)
             Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
            Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне. Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва. Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.
            Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные. Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.
            На Руси резные деревянные фигуры православных святых - это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.
            Ещё немного об образе Николы Можайского.
            Это – не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.
            Истоки, т.е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.
            Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.
            Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости.  После того как образ был установлен над крепостными воротами - 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского - это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке.Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем,.
 
            Теперь самое интересное. Кто же автор собора? Когда построен? Ответ – неизвестно, неизвестно. Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад - кон.18 - нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
            Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
            И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
            Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
            В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … - любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).
            Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
            Что-то всё это смутно напоминает…
            Масоны? Да.
            Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
            Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
            Немного истории.
            Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью. ().
            17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.
            Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
            Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.
             В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр Iи его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске. Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!). Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.
            И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.
            Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, - говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное - сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами - нейтрализует вредное воздействие».
 
(ул. Крупской, 6)
            Мы увидели её маковку, торчащую из гражданской застройки, относительно неподалеку от Новоникольского собора и поехали навскидку в примерном направлении. Церковь Иоакима и Анны, носящая имена библейских родителей Богородицы, празднично красно-белого цвета, зажата на тесном квадратике земли между двумя деревенскими улицами. Облака цветущих деревьев, которые росли на соседних участках за церковной оградой, поделили свою красоту поровну между соседями – свесили свои кудрявые головки в белых праздничных бантиках-цветках и на церковную территорию.
            Вообще это место имеет свою интересную и старинную историю.
            В кон.16в. здесь стоял Иоакиманский/Якиманский монастырь, упразднённый Петровскими реформами в 18в.
            Храм св. Иоакима и Анны относительно новый - датируется кон.19в. Но сзади к нему почти «плечом к плечу» совсем близко и тесно примыкает другая церковь - древняя, 14в. Когда-то она была белокаменной, но сейчас восстанавливается и реставрируется, остатки белого камня уже заменили на красный кирпич. Но всё-таки небольшой светлый фрагмент древней кладки в одном месте выглядывает из-под современного кирпича.
            В Иокиманской церкви нас удивили закопченные своды, причем с достаточно хорошо сохранившимися росписями. Муж первый обратил внимание на этот момент и выдвинул три шерлокхолмовские версии:
- что храм, скорее всего, раньше не использовался под склад или гараж (как обычно) - поэтому росписи и сохранились; 
- фрески немного растрескались потому – что храм долгое время был холодным, т.е. не отапливался;
- а следы копоти от свечей на потолке - видимо, храм оставался действующим несмотря ни на что.
            Мы угадали - действительно, в советское время «новая» Иоакиманская церковь была одной из немногих действующей в Можайске, которую не закрыли. А в «старой» - какое-то время сначала располагался архив, а потом в 50е годы она стояла пустой, с выбитыми окнами.
            В самой церкви очень красивая, старинная, ярко-разноцветнаяй напольная плитка. Не знаю, каким образом она сохранилась до сегодняшних дней в такой отличной форме, цвете и сохранности, но о её подлинности говорят даты (нач.19в.) и название мастерской на рядах плиток у порожка.
 
            Можайский – на окраине города, улица Герасимова. Перед мостом через Москва-реку повернуть налево.
            Лужецкий – Луговой, на Лугу. Когда мы к нему подъезжали, то уже издалека оценили открыточный вид – зелёное поле-луг с веснушками одуванчиков, и вдалеке-вдалеке на фоне прозрачно-голубого неба с нежными облаками – солнечно горят золотые маковки. Монастырь, действительно, находится в дивно приятном, просторном и вольном месте - на косогоре, на высокой и ровной его макушке-лужайке, внизу – виток узкой, блестящей на солнце Москвы-реки и деревеньки. Место это древнее, его ещё называют – Брыкина гора.
            Стиль монастыря – лаконичность. Спокойная изысканность, русская простота. Всё белое – стены, угловые башенки, Надвратная Преображенская церковь, Введенская церковь с трапезной (впереди, прямо), братский корпус (слева), шатровая «свечка»-колокольня и Рождественский собор (справа). Нач.15 в.
            Рождественский – потому что главным зданием монастыря является 5главый Рождественский собор, ~ сер.16в. К нему ведёт высокий, широкий и торжественный пролёт ступенек. Внутри росписей почти нет, они не сохранились, только крошечные кусочки - над оконными проёмами. В церкви есть очень интересная икона «Достойно есть» (слева от входа). А главное – здесь находится деревянная резная рака с мощами преподобного Ферапонта (слева от входа, у алтаря).
            Ферапонтов – монастырь был основан преподобным Ферапонтом (о нём я уже писала в рассказе «Звёзды Русского Севера. Кириллов и Ферпонтово»). Из своего созданного под Вологдой Белозёрского Рождественского монастыря сюда под Можайск старец был отозван молодым Можайским князем Андреем (сыном Московского князя Дмитрия Донского). И Белоозеро и Можайск были его наследными княжескими вотчинами.
            «Воля Господня да будет» - всего-то и сказал 70й (!) почтенный монах и пустился в дальнюю дорогу. И не только благополучно приехал, а тут же занялся постройкой нового монастыря. Нашёл энергетически сильное место – на вольном лугу, на высоком холме, рядом с Москвой-рекой и начал строительство монастыря – во имя Рождества Богородицы.
            Есть интересная особенность в России – из всех русских рождественских монастырей, только несколько Христорождественских, все остальные – посвящены Богородице. Трудно объяснить, что это значит. Скорее всего – России ближе всего душевность образа Марии, на Руси всегда больше интересовались рождением Божественной природы, которую почитали в лице Богородицы.
            Про себя сравниваем Ферапонтов Лужецкий монастырь на Москва-реке с Ферапонтовым Белозерским на Бородавском озере - моим любимым монастырем. И похоже, и не похоже. Дух здесь немного другой. В том – больше спокойствия, природной тишины и мирской отрешённости. Здесь тоже тихо, спокойно и отрешённо, но всё-таки не настолько как там, у озера….
            История монастыря соприкасается с разными весомыми русскими царственными деятелями и грандиозными историческими событиями.
Сер.16в. Грозное время. В Лужецком монастыре первым архимандритом после Ферапонта был инок Макарий – будущий митрополит Московский и Всея Руси. Он занял этот пост во время боярских усобиц на Руси при ещё малолетнем Иване, будущем Грозном. И мысль о венчании 16-го мальчика Иоанна на трон принадлежит Макарию, а также начало блестящего периода его правления. Он же был основателем знаменитого собора Покрова на Рву на Васильевском спуске (храма Василия Блаженного).
Сер.17в. Смутное время. В Можайске останавливается Тушинский Вор (Самозванец 2й) со своей Польской Невестой (Мариной Мнишек) и польской армией. Поляки ободрали русский монастырь как липку. Уволокли всё, что блестело, а именно ценные оклады, церковную утварь и красивые, шитые золотом облачения.
Нач.18в. Петровские реформы. По царскому повелению на военные надобности из Лужецкого монастыря было сдано «пятьдесят пудов» колокольной меди. А в дальнейшем по екатерининскому указу секуляризации церковных земель он был отнесён ко второму классу.
Нач.19в. Отечественная война 1812. Здесь в монастыре квартировался штаб корпуса генерала Жюно и ~4 тыс.солдат. Французы забивали гвозди в образа русских святых, в монастырской ограде проломили двести двадцать отверстий для пушек, сожгли Рождественский собор….
Нач.20в. Красный Октябрь. В части монастырских помещений обосновалась караульная рота красноармейцев, которые помимо жалоб на колокольный звон, перетащили церковную утварь как «идеологически вредную» в местный краеведческий музей. Потом здесь была столовая, потом клуб, колония для беспризорников, фурнитурная фабрика, склад, гаражи. К 60м годам от монастыря остались одни развалины, строительный мусор и заросли репейника.
1994г. Монастырь передан Русской Православной Церкви. Началось воскрешение.
1999г. Состоялось обретение мощей преподобного Ферапонта. Удивительное. Монастырь был ведь ещё к этому времени в состоянии почти руин, территория поросла сорной травой, а в одном месте вдруг радостно зацвел душистый розовый и белый клевер, никем не сеянный, а главное потеснивший агрессивные заросли сорняков. Как раз на это место указывали монахи, как на предположительное захоронение великого старца. Начались работы. Во время раскопок происходили события, которые воспринимались как знаки – вдруг налетел сильный ветер и людям, вскрывавшим грунт, запорошило глаза песком, потом пошёл дождь с необыкновенно крупными каплями, и как только закончили петь акафист преподобному Ферапонту, закончились и дождь, и вихрь, и святой старец через столько лет явился людям – его мощи были обретены. Сейчас это место отмечено памятным крестом.
            «Воля Господня да будет».
            Мы вышли из монастырских ворот и остановились полюбоваться золотым ангелом с золотой трубой на конусе одной из угловых башенок.
            План монастыря: http://www.nataturka.ru/monast/lug_mon.html
           
            К первому источнику от стен монастыря (в районе автопарковки) сбегает тропка. Люди писали, что вода в нём содержит серебро, но это – не так. Судя по ржавому налёту на камнях, которыми выложена чаша под струей и по привкусу, в этой воде много железа. Обратно мы решили не культурно вернуться по дорожке к парковке, а по дикому влезть по склону холма прямо к нашей машине наверху.           В процессе скалолазания муж оживлённо рассказывал про то, что в земле нет воздуха и железо остаётся железом, но как только железная вода попадает на воздух, где есть кислород, то начинает окисляться. Ferrum при взаимодействии с кислородом образует оксид железа Fe2O3. Это и есть ржавчина, поэтому камни под источником ржавого цвета. А если бы вода была бы серебряной, то в результате окисления Argentum-а с кислородом камни были бы чёрными. Я недоумённо оглядывалась назад, и думала, с кем это он разговаривает?? 
            На второй источник у стен монастыря есть указатель «Святой источник преподобного Ферапонта Чудотворца Можайского. Деревня Исавицы. 0,2км». Расстояние указано неправильно и это вводит людей его ищущих в заблуждение. Все проходят/проезжают по дороге в деревню искомые 200м, растерянно озираются и возвращаются обратно. А надо ехать по этой дороге почти прямо (потом чуть с левым уклоном) ~800м-1км. Там посреди деревни расположен целый красиво оформленный комплекс – бревенчатая часовня, бревенчатый домик с церковной лавкой, бревенчатый домик с двумя купальнями М и Ж – в каждой из которых находятся по два, выложенных голубой плиткой чистеньких маленьких бассейна с металлическими поручнями и сходами, а также сам источник, красиво облицованный булыжниками, памятные кресты и камни.
            Перед тем как окунуться в воду читают следующую молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во искупление грехов моих, в просвещении ума моего, в укреплении душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
            Очень приятное место. Вода вкусная. Пожалели, что не взяли с собой канистры.
 
            Я уже писала, что есть два заезда в Верею.
            Один – поворот с М1 (Минское шоссе) за памятником-самолётом. Вы долго едете и въезжаете в Можайск по Московской улице.
            Второй – следущий поворот после памятника-самолёта через 10-15км. Въезд в Можайск (от М1 – 4км) по Коммунистической улице.
            Пересечение этих улиц и есть центральный перекрёсток со светофором. Мы ехали по первому варианту, поэтому на этом перекрёстке прямо для нас – Бородино, налево - Верея. (По второму варианту: налево – Бородино, обратно через Минку – Верея (от М1 ~18км). Есть указатель, но его можно не заметить и проскочить.
 
            Село Бородино находится ~ в 12 км от Можайска. А Бородинское поле, вернее, поля, начинаются почти сразу за городом. Оно огромное, его площадь – 50 кв.километров или ~ квадрат со сторонами 7х7км. Дорога отличная. Уже при подъезде к селу Бородино на поле, тянущемся вдоль дороги, вы увидите разные памятники героям Отечественной войны 1812 года, можно остановиться и подойти к ним. Памятников очень много и каждый поставлен в честь отдельной воинской части, сражавшейся здесь - гренадерам, лейб-гвардейцам, пехоте, казакам, егерям, гусарам, кавалеристам, кирасирам, артиллеристам….
            Музей и главный памятник на батарее Раевского – находятся через реку Колочь. В самом селе будет развилка – надо повернуть налево на небольшой мост (указателей как всегда дефицит).
            Рядом с музеем большая парковка, кафе, WC, сувенирные палатки. Путеводитель сообщает, что «сам исторический ландшафт, полевые укрепления, воинские захоронения двух Отечественных войн, обелиски, колонны, часовни в честь героев Бородина находится под охраной государства». Это важно и приятно.
 
            Что для нас сейчас значит слово «Бородино»? Ну, ээ, это Отечественная война 1812 года, Наполеон, Кутузов – школьные учебники прочно уложили эти глубокие знания в наши головы. Что ещё? Ну, ээ, Багратион, и как его там – Барклай ээ де Толли. А, ещё Денис Давыдов, как же, как же. За это спасибо уже эльдаррязановской «Гусарской балладе», а также Льву Толстому, отдельное спасибо, что «Войну и мир» написал, можно вспомнить оттуда и удачно блеснуть эрудицией. Плюс лермонтовское «Скажи-ка дядя».
            Ну, а что ещё? Всё.
            И это так странно, что мы, русские, настолько не уважаем свою же русскую историю. Каким-то непостижимым образом память об этой великой войне и великой победе, об её героях - и особо не вкладывается (помимо школьных уроков истории) в нашу память, и особо не поддерживается. Что-то не припомню я общенационального Праздника для страны, связанного с этим событием.
            Почему-то в нашу жизнь искусственно внедряются какие-то веселушные западные гулянки, или скалькированные оттуда же пустые праздники типа дней конституций. Чего боимся, интересно? Интереса к русской монархии? Ведь однозначно всплывёт в новом свете уже плотно загнанного под шаблон «дурака» имя императора Александра I. А также перед глазами появятся прекрасные русские аристократические фамилии – Горчаковы, Нарышкины, Раевские, Ермоловы, Кутайсовы, Тучковы, Оленины, Татищевы, Воронцовы и др.
            А так ведь при лишнем то интересе, в людях может возникнуть искренняя гордость и уважение к своей истории, а это сейчас вредно и вообще никому не нужно, и так удачно и мощно забивается непрерывными потоком тв и сми развлекушками и криминальными сводками, посыпается сверху чипсами, поливается пивом. Гуляй народ. Забудь ты про это Бородино, на тебе в шоколаде, забей ты на это поле, упёрлось оно тебе, сядь, позырь, поржи, расслабься перед теликом. Какое нафик поле?
            А поле, надо сказать, дивно красивое Настолько красивое, мирное, спокойное, зелёное, обрамленноё волнующимися на ветру берёзками, чуть ли не до земли развесившими свои тонкие пышные ветки. Солнце светит. Небо голубое. Трава-мурава. Соловьи поют. Черёмуха цветёт, лесные яблони цветут, одуванчики рассыпаны и подмигивают солнышку. И тишина….
            Поле не объять глазами. И памятники везде по всему полю виднеются. И там, и тут, и здесь, и вон там на горизонте. Сколько же их?
            34 памятника.
            «Война решена в уме Наполеона, он теперь считает ее необходимой для достижения власти, которой ищет, цели, к которой стремятся все его усилия, т.е. обладания Европою. Мысль о мировладельчестве так льстило его самолюбию и до такой степени занимает его, что никакие уступки, никакая сговорчивость с нашей стороны не могут уже отсрочить великой борьбы, долженствующей решить участь не одной России, но и всей твердой земли» (из донесения полковника Чернышева императору Александру I).
            Отечественная война началась началась в ночь на 12 июня (24 июня) 1812 года.
            Летом. Тогда «техника» была такая – лошади, артиллерийские повозки с пушками – что грамотно было биться тогда, когда позволяют погодные условия.
            Наполеон Бонапарт и его 600-тысячная Великая Армия пересекли границу Российской Империи – переплыли реку Неман и заняли российский город Ковно (Каунас, Литва). Французский император уже покорил всю Европу – Италию, Неаполь, Австрию, Баварию, Виртембергию, Саксонию, Вестфалию, Пруссию, Голландию, Испанию, Португалию, Польшу, Швейцарию, Германский союз. До покорения мира осталось совсем немного  – Россия и дальше всё остальное.
            Русская армия оказалась неподготовленной к сражению – французы слишком быстро наступали, и у них было подавляющее численное превосходство (почти в 3 раза больше), да к тому же мощный военный опыт – и поэтому Русские войска, ведя бои, отходили вглубь страны. Но отступали для того, чтобы, выиграть время, собрать все силы, выбрать место, повернуться лицом к врагу и ответить. Но отступали. И буквально за каких-то два месяца Наполеон был уже в ~120 км от Москвы. Время давать русский ответ французам настало.
            7 сентября у деревни Бородино, где сосредоточились 1я (генерал Михаил Богданович Барклай де Толли) и 2я (генерал Петр Иванович Багратион) Армии, отходившие от Смоленска, главнокомандующий армией генерал Михаил Илларионович Кутузов после осмотра позиции решил дать генеральное сражение.
            Французы: Наполеон Бонапарт, маршалы и генералы Даву, Ней, Мюрат, Компан, Дессе, Монбрен, братья Коленкур, Жюно, вице-король Е. Богарне, Нансути, Понятовский, Дельзон, Бонами и др. ~ 132 тысяч человек (все – кадровые солдаты), 624 орудий*.
            Русские: Михаил Кутузов, генералы и офицеры Багратион, Барклай де Толли, Тучков 1й и 4й, Ермолов, Воронцов, Неверовский, Горчаков, Раевский, Дохтуров, Коновицын, Остерман-Толстой, Лихачёв, Платов и др. ~ 135 тысяч человек (вкл. 21тыс. новобранцев и 7тыс. казаков т.е. иррегулярной конницы), 587 орудий* (данные везде разные).
            Утро начинающегося дня над Бородинским поле было солнечным.
            «Это солнце Аустерлица!» - воскликнул Наполеон.
            А над Кутузовым, осматривающим полки в день перед сражением, внезапно появился орёл и долго парил над ним. Тогда же Кутузов приказал отслужить молебен иконе Божией Матери Смоленской или Одигитрии – Указующей Путь. Трудно переоценить значение этого решения Кутузова – отслужить молебен на Бородинском поле. Ведь «Молитва для русского есть уже половина победы».
            «Вот они!.. Несут, идут… Вот они… Из-под-горы от Бородина поднималось церковное шествие… - Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. – Смоленскую матушку, - поправил другой… Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией… «Яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству»…
            «Ребята, сегодня придётся вам защищать землю родную, надо служить верою и правдою до последней капли крови   …я надеюсь на вас, Бог нам да поможет!».
            «Стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли…» - и в этот момент Кутузов присягнул перед иконой не отступать с Бородинских позиций ни на шаг.
            А с Шевардинского редута, захваченного в предыдущий день французами, на эту малопонятную процессию задумчиво смотрел Наполеон….
            Курганная высота (т.н. батарея Раевского), дер. Шевардино (т.н. Шевардинский редут), дер. Семёновская (т.н. Багратионовы флеши), Утицкий курган.
Батарея Раевского – центр Русской армии, располагалась на Курганной высоте, на высоком месте/люнете для 18 орудий, которые обстреливали большую площадь.
Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое (Шевардинский – 5угольный) полевое укрепление с наружным рвом и бруствером (насыпью). Это была вторая огневая точка после батареи Раевского (12 орудий);
Флеши - фр. «стрела», или земляные укрепления в форме тупого угла.
Волчьи ямы – рыли против вражеской кавалерии, глубиной – 2м, на дне торчали колья.
 
            «За Веру, Царя и Отечество!».
            И не было видно солнца, и нежного неба, и зелёной травы-муравы – это было поле крови. Ядра – разрывали на куски, картечь – отрывала части тела, сабли – рубили, штыки – кололи.
            «Битва началась на рассвете…. Со всех сторон раздавалась канонада. Туман, заволакивающий ещё в то время равнину, скрывал сильные надвигающиеся вперёд неприятельские колонны. Они шли беглым шагом с барабанным боем… Огонь был убийственный….».
            «Пальба, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», стенания раненых, вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния на девяти разных европейских языках произносимые: все сие смешиваясь, придавало ужасной сей картине действие, которое ни одно перо изобразить не в силах…».
            «Тучков закричал полку своему: «Ребята, вперёд!» Полк дрогнул. «Вы дрогнули! – вскричал он, - я один пойду». Схватил знамя, полетел, и в нескольких шагах роковая картечь поразила его в грудь…».
            Бородинское сражение началось с рассветом и закончилось в сумерки.
            Русские войска на Бородинском поле сделали невозможное, показали немыслимую доблесть, силу духа, беспримерную храбрость, исключительное мужество. Бородино – это не совсем победа, но и не поражение. Русские отступили с честью – чтобы вернее победить. Это было стратегическое отступление. Да – отдали Москву, но – сохранили армию и возможность продолжать борьбу.
            Оба противника оценивали результат битвы как победу.
            Наполеон (из письма к жене): «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми... Московская битва — моё самое великое сражение: это схватка гигантов. Русские были побеждены!».
            Кутузов (из донесения императору): «Баталия была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришел нас атаковать. …Французская армия, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое Отечество. Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов…».
            И каждый был прав по своему.
            Через 25 лет в 1837 году на месте нахождения батареи Раевского был торжественно заложен памятник. Это была 28-метровая 8-гранная тёмная чугунная колонна, увенчанная золотой чешуйчатой главкой с крестом. На каждой из граней золотые надписи:
«Благодарное Отечество положившим живот на поле чести. Русских генералов убито 3, ранено 12, воинов убито до 15 000, ранено 30000».
«Отступили с честью, чтобы победить. Вторгнулось в Россию 554000 человек, возвратилось 79000».
«Умерли за Отечество полководцы: Багратион, Тучков 1-ый, Тучков 4-й, граф Кутайсов. Всем прочим слава!».
«Москва занята неприятелем 2 сентября 1812 года, Александр I вступил в Париж 19 марта 1814 года».
            Открытие памятника было чрезвычайно торжественным. На нём присутствовал Николай I, прошло парадом 150 тысяч войск, был произведён салют из 792 выстрелов. Интересно, что Николай I сам лично контролировал и утверждал план установки памятников героям войны 1812 года (по всей Российской Империи!).
            Через 100 лет после сражения в 1912 году каждый полк собрал деньги по подписке и поставил памятник своим однополчанам, воинским частям, принимавшим участие в битве. На Бородинском поле сейчас 34 памятника Памяти и Славы. И каждый венчают орлы.
            На Бородинском поле «французская армия расшиблась о русскую», - сказал генерал Еромолов.
 
            Нам очень повезло с погодой – хоть и ранняя весна, но погода редкая - +18, всё цветёт, нежно-зелёная листва, трава, шелковые белые облака на нежно-голубом небе, ослепительное солнце. От чистоты и яркости красок у меня даже заболели глаза, а солнечные очки взять не догадалась. К главному памятнику на батарее Раевского – той самой чугунной колонне с золотой маковкой, о которой писала выше – от дороги ведёт очень красивая аллея, окаймлённая роскошными вольными плакучими берёзами. У его подножия, сзади, так, чтобы было видно всё Бородинское поле – покоится «Генерал от инфантерии князь П.И.Багратион, командовавший второй западной армией. Ранен в сражении под Бородиным 26 августа 1812 года (7 сентября по н.с.). Скончался от ран 12 сентября 1812 года на 47-м году от рождения».
            Сам монументальный памятник, как и место захоронения князя Багратиона – восстановлены в 1987г. Что же такого можно сделать с памятником и склепом, чтобы их восстанавливать? Ответ простой – памятник отдали на переплавку, а склеп разграбили. Это произошло в 1932г.
            Стоя на возвышении у колонны-памятника, хорошо видно окрестности, и везде, в разных местах стоят другие памятники, поменьше размерами. До них можно (и нужно) дойти. Кроме того, на поле оставлены оборонные укрепления Отечественной войны 1941-45гг. – ДОТы и окопы, укреплённые бревнами. Муж даже спрыгнул в один окоп и пролез внутрь блиндажа, а потом долго удивлялся, что всегда думал – «ДОТ» название самостоятельное, а оказывается это аббревиатура от «Дальней Огневой Точки».
            Напротив главного монумента через дорогу находится Музей «Бородино». Перед ним на небольшой площади стоят в два ряда трофейные пушки и три бюста: Кутузову, Багратиону и Барклаю де Толли. Из экспозиции музея особенно запомнилась объёмная воссозданная в миниатюре экспозиция Бородинского сражения, портреты героев сражения, и форма русских военных того времени – кивера с султанами вверх, белые рейтузы, лосины из лосиной кожи, гусарские и уланские мундиры (легкая кавалерия), кирасирские и драгунские мундиры (тяжелая кавалерия). В бой шли, как на парад – вся одежда создавала ощущение достоинства. Идти на смерть за родное отечество было делом чести каждого человека….
            Интересно, что император Александр Iскромно носил звание полковника, а более высокие звания носили лишь те, кто непосредственно принимали участие в боевых действиях. Фельдмаршал Кутузов был первым полным Георгиевским Кавалером.
            Сайт музея: www.borodino.ru.
            Схема расположения всех памятников: http://www.borodino.ru/shema_pam.shtml.
            Описания и замечательные фотографии всех памятников, флешей, редута, музея и др.: http://www.borodino.ru/pamyatniki.shtml#202.
            Интересно, что музеем организуются феерические праздники-реконструкции Бородинской битвы. Это удивительное зрелище, и сюда в Бородино специально приезжает масса людей, чтобы посмотреть. Откуда только узнают – ведь ни рекламы особой не видно, да и проводятся энтузиастами.
- «День Бородина» (первое воскресенье Сентября, костюмированная реконструкция битвы);
- «День Победы» (9 Мая);
- «Стойкий оловянный солдатик» (последние выходные Мая, детский праздник);
- «Москва за нами 1941 год» (в Октябре).

            После Музея мы поехали в деревню Семёновское в Спасо-Бородинский женский монастырь, это ~ в 3км от Бородино, и маковки его виднелись вдалеке.
            Ну, что мы ожидали увидеть?
            Ну, монастырь, наверное, интересный.
            Я что-то там читала про Маргариту Тучкову, которая построила церковь на том месте, где в Бородинском сражении погиб её муж - командир Ревельского полка Александр Тучков.
            Но… оказалось, что увиденное нами будет одним из самых сильных и ярких впечатлений, полученных в этом путешествии.
            Начнём с того, что место, где находится монастырь – это всё тоже Бородинское поле. Сражение ведь шло на большой площади. Эта часть поля сейчас – ровная, красивая, бархатная, умиротворяющая, зелёная. Сам монастырь очень красиво смотрится при подъезде к нему издалека. Рядом с ним на обочине вдоль дороги находится внушительная колонна – большой памятник «Благодарная Россия своим защитникам». Возведён на пожертвования от 16 русских городов, чьи гербы можно увидеть на памятнике, а сама колонна состоит из нескольких ярусов орудийных стволов. Венчает её – Георгий Победоносец в лавровом венке.Установлен в 1912, разрушен в 1920, восстановлен в 1995.
            Мы подъезжаем к монастырю, паркуемся и идём к Багратионовым флешам. Они совсем рядом. Сейчас – это солнечный зелёный луг, с сохранившимися валами от укреплений, окаймленный лесом и могучими дубами, весь усыпанный памятниками.
            Мы обходим их почти все, площадь луга не так уж велика в этом месте. Пробираемся даже через булькающее под ногами болотце, перепрыгиваем с кочки на кочку, чтобы добраться до удалённых  памятников, которые стоят вдоль кромки леса.
            Удивительная картинка – на этом зелёном травяном жизнерадостно-трагичном пространстве невдалеке от памятников-стелл пасётся белая лошадь. Ветерок запутался в её белоснежной гриве и хвосте, она машет головой, играется, грациозно перемещается, жует весенние первоцветы.
            Белое животное с развевающейся гривой на фоне зелёной природы, и солнца, и неба, и памятников героям, и монастырских стен.
            Картина была бы, наверное, обычной, но мы не могли оторвать от неё глаз.
            Как будто символ какой-то на таком месте – знак чистоты, свободы и силы.
            Здесь ведь проходили самые ожесточенные и кровавые схватки. Здесь героически легла почти вся пехота под командованием генерала Неверовского. Почти полностью погибла гренадерская дивизия под командованием генерала Воронцова. Насмерть бились с французами кавалеристы (генерал Сиверс), кирасиры (генерал Дука), гренадеры (герцог Мекленбург-Шверинский/ранен, полковник Кантакузен/убит), пехотинцы (генерал Коновицын).
            По этому полю-лугу бродила молодая утончённая дворянка Тучкова (Нарышкина) в поисках хоть клочка мундира от своего горячо любимого обожаемого мужа. Никого, ничего она не нашла. Тут лежали тысячи солдат…
            Но через четыре года она напишет императору Александру I: «Потеряв обожаемого супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. ….Ни в чём другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм на священном для меня месте, где пал супруг мой».
            Царь разрешил, пожаловал 10 тысяч, она сторговала землю, и с помощью одного можайского купца-мецената заложила в 1818 церковь во имя Христа Спасителя или Спасскую. На том самом месте – внутри средней Багратионовой флеши, которое отметил ей на карте генерал Коновицын, где картечью в грудь был сражен её муж генерал Тучков.
            Мы зашли на территорию монастыря – она достаточно большая, окружённая квадратом краснокирпичных стен (напоминают каре – боевой порядок войск, существовавший в 19в.)– под колокольный звон. Внутри есть пруд и множество цветов (сразу чувствуются женские руки). Мы постояли, послушали перезвон колоколов. Посмотрели героические барельефы на стенах. Зашли в большой фигурный краснокирпичный храм с зелёными литыми маковками – собор во имя Владимирской иконы Божией Матери. Внутри очень красиво пели несколько монахинь, народу кроме нас почти никого. Вышли. Рядом с собором контрастирующая с его краснотой – белая высокая колокольня. Слева за собором – увидели небольшой светло-желтый классический особнячок с колоннами, перед которым установлена стелла с венчающим её орлом и два памятника по бокам. Мы сразу поняли, что это и есть Спасский храм. Вменяемые и совсем не грандиозные размеры позволяют предположить, что его и строила Маргарита Тучкова. Внутри в иконостасе был (есть?) образ Спаса Нерукотворного – полковая икона, принадлежавшая Ревельскому полку и переданная с общего согласия генералом Тучковым на хранение своей жене и сыну во время войны 1812 года. Также внутри находится символическое захоронение Александра Тучкова – это место отмечено белым мраморным крестом. Спасский храм - стал их родовой усыпальницей.
            Так сложилось, что Маргарита поселилась рядом с этим храмом – в маленьком деревянном домике перед ним. Рядом с мужем и сыном.
            Молитвы и заботы о неимущих и отвергнутых заполнили её сердце. Сюда, к ней – «доброй барыне» стали приходить самые разные женщины и потихоньку начал строиться монастырь. Спасская община в 1833 была официально утверждена Спасским женским общежитием. Дворянка Маргарита стала игуменьей Марией.
            В домик, де жила матушка Мария сейчас можно попасть, его восстановили и превратили в музей. Но мы немного опоздали, он (а также Спасский храм, и музей) работает до 16.30.
            Спасо-Бородинский монастырь – это грустное место, хотя печаль здесь торжественная. Все сёстры-монахини здесь всегда молятся о воинах, убиенных в 1812. Местные жители говоят, что часто видят здесь странные картины: «Полки воинов один за другим возникают неизвестно откуда, идут стройно в уединённую обитель, входят в храм, проходят во святой алтарь, потом скрываются неизвестно куда».
            План монастыря: http://www.nataturka.ru/monast/sp.bor_mon.html
            За оградой монастыря есть ещё две интересных «достопримечательности», если можно так сказать.
            Это деревянная часовня местночтимой святой старицы Рахиль Бородинской (Мария Короткова). Ещё девочкой купеческая дочка из Смоленской области знала свой путь. В 14 лет в Киево-Печерской Лавре она непостижимым образом получила благословение от святого старца Феодосия Печерского. Она была в разных монастырях, странствовала пешком и босиком, пока в 39 лет не оказалась здесь в Спасо-Бородинской обители. Была неутомимой труженицей, очень доброй, абсолютно бескорыстной. Готовила – изумительно, даже Николай II с семьёй восторгались и просили её напечь в дорогу печенья. В лес пойдет – всегда почти в любой сезон набирала полным-полно грибов, помогала всем, кто к ней обращался, молилась усердно, везде и постоянно, всегда держала строжайший пост, клала иногда до трех тысяч поклонов, в тонких снах видела и общалась с Пресвятой Богородицей и преподобным Феодосием. В 90 лет приняла подвиг старчества – стала принимать людей. Говорила так: «я уже без отказа всех принимаю, да утешаю, да угощаю – так целый день на народе и бываю». Приходили к старице люди с проблемами, печалями, тяжелым сердцем - выходили от нее утешенными, обновленными, переродившимися духовно. Маленькая, худенькая, слепая на один глаз «старушка», как она сама себя называла, была удивительно бодра и неутомима, обладала прекрасной памятью, и могла найти общий язык с любым посетителем.
            «А как близок Бог к каждому из нас, дорогие мои! Нам только нужно опомниться, только из глубины души вздохнуть, направить сердце свое ко Господу, подобно тому, как мы ставим призму к солнцу, и Он тотчас же будет с нами, отразится в нас, ведь Он стоит у дверей нашего сердца и стучит в них. Открой же сердце своё Господу!».
            «Надо молиться, и горячо молиться за всех, особенно за тех, кто с вами во вражде. Знайте, дорогие мои, что молитва за врагов смягчает их сердца и часто они становятся даже друзьями».
            Старица иногда рисовала на бумаге круг с исходящими лучами и говорила: «Смотрите, как лучи далеки друг от друга, но чем ближе они к кругу, тем ближе становятся и друг к другу. Круг – это Бог, а лучи – это пути, по которым люди идут к Нему. Когда люди ближе подходят к Богу? – Тогда, когда они любовнее, милосерднее относятся к ближним своим».
            В последний же год своей жизни Преподобная Старица говорила, что воины за молитвы о них в святой обители получают небесное спасение и видела, что отмоленные души воинов заполнили весь монастырь. Она их часто видела во сне - воинов, погибших здесь на Бородинском поле в 1812, в белых одеяниях с венцами на головах.
            Часовенка преподобной матушки Рахили Бородинской находится прямо перед монастырем в тени ветвистых дубов. Пречистая Богородица в одном из её тонких снов сказала ей: «Все твои прошения о людях будут Мною исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых».
 
            И памятная доска, на здании монастырской гостиницы, с барельефом Льва Толстого, который здесь останавливался с племянником Степаном Берсом. Во время работы над романом «Война и мир» Толстой приезжал на Бородинское поле, ходил, смотрел, размышлял, впитывал, чертил планы сражения. Потом он писал жене: «Я очень доволен, очень – своей поездкой… Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, которого ещё не было».
           
            Начну с дороги. Повторюсь на всякий случай (см. главу «Как доехать до Бородино (и Вереи)») – в самом Можайске на центральном перекрёстке со светофором ул. Московской с ул. Коммунистической, у памятника Солдату, есть поворот на Верею. И через 18км вы будете уже в этом городке. А мы перемудрили и добирались до неё каким-то неправильным путём, выехали из Можайска уже знакомой нам дорогой, на М1 развернулись в сторону Москвы, потом повернули по указателю на Верею, долго куда-то мчались – в общем, накрутили лишних километров 50. У нас в стране какой-то странный перекос с указателями: где они нужны – там их нет, где они второстепенны и только путают – там пожалуйста, не жалко.
            В общем, не прошло и часа, как мы наконец-то подъехали к Верее и, когда, утомлённые солнцем и дорогой, высадились на Торговой площади около 6 часов вечера, то наше первое впечатление было несколько разочарованным. В глазах появились вопросительные знаки – из-за чего уж такого мы сюда ехали? Но на самом деле в этом городе присутствует ненавязчивое очарование.
            От Торговой площади мы двинулись в направлении виднеющейся высокой колокольни Рождественского собора. Рядом с церковными воротами, по ходу движения заметили ступеньки на высокий холм и поднялись. Здесь – на самом высоком месте города на каменном утёсе расположен памятник Ивану Семёновичу Дорохову – генерал-лейтенанту, гусару и просто герою 1812 года.
            Дорохов (1762-1815, 53 года) – туляк. Потомственный военный, закончил Инженерный Кадетский корпус, ученик Суворова, который отмечал, что юный офицер Дорохов: «ревностен к службе, проворен и неустрашим». Военные действия в Польше, Праге, Восточной Пруссии. В 41 год – уже генерал-майор и шеф Изюмского гусарского полка. Война 1812 года застала его полк на границе полностью отрезанным от основной армии Барклая де Толли. Но Дорохов, просто виртуозно маневрируя, где надо – отстреливаясь, где-надо – втихомолку, избегая столкновения с французами, сумел сохранить своих кавалеристов почти полностью целыми и невредимыми и соединиться с русской армией. До Бородино – почти ежедневно участвовал в схватках с французами. Во время Бородинского сражения, контратакуя, сумел отразить французскую конницу от Багратионовых флешей (помните, дер. Семёновское). Потом (уже генерал-лейтенант) участвовал в боях за Малоярославец. Потом - возглавил партизанское движение. Одно имя «Доу-рроу-хофф» вызывало у французов дикую панику. Он их доставал чуть ли не ежечасно – захватывал обозы, взрывал боезапасы, разбивал полки, утаскивал пленных. В общем – достал так, что стал чуть ли не личным врагом Наполеона, который специально против него выслал отряды французской военной элиты – отборный батальон вестфальцев. Что вы думаете? Хитрый Дорохов опять хитроумно уклонился – зачем ему неравный бой?, а французы – только потеряли время и отвлекли силы.
            Реванш Иван Семёныч взял здесь, в Верее. Город был захвачен французами. Но – 8/29 сентября 1812 года, на рассвете – бесшумные русские солдаты тихо и красиво за полчаса штурмовали и взяли город. Трофеи - 400 рядовых, 15 офицеров, комендант гарнизона, знамя, 500 ружей и запасы муки. Кутузову герой Дорохов отрапортовал не по-гусарски лаконично: «По предписанию Вашей светлости город Верея взят сего числа штурмом». Награда – золотая шпага, украшенная алмазами с надписью «За освобождение Вереи». И – наша с вами признательность – т.е. память потомков.
            Памятник Дорохову – очень необычный, впечатляет, запоминается. А рядом с памятником местные потомки густо тусуются на городских скамейках, булькают пивом и самозабвенно ругаются матом, вернее, на нём разговаривают.
            Рождественский собор был закрыт. Сейчас он сильно не то чтобы разрушен, а очень неухожен. Работы кое-какие ведутся, но пока ещё не очень внятно. Читали, что форма собора напоминает храм Василия Блаженного. Так ли это – трудно разобрать из-за крайней степени неоштукатуренности, да и вообще собор был перестроен в стиле барокко. (Насколько мы поняли, собор примыкает сзади к высоченной колокольне). Все двери уже закрыты, мы приехали поздновато. Вообще-то это очень древнее место – здесь был Верейский Кремль (сер.16в., при князе Владимире Старицком) и Городище. Памятную каменную доску, которая свидетельствует об этом и укреплённую где-то на стенах собора – мы не увидели. Здесь и нашёл свой последний приют отважный гусар, герой, храбрец – Иван Дорохов. Он не оправился от ран и заранее написал такое письмо в Верею: «Если вы слышали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врага отечества нашего, почтенные соотчичи, я ожидаю от вас за это в воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего успокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление неприятеля, разбив его наголову. За что дети мои будут благодарны». (Посмотреть, почитать: http://www.vereya.ru/page539011).
            Поскольку и Рождественский собор с Колокольней, и памятник Дорохову находятся на высоком, заросшем деревьями холме, то отсюда открывается очень красивая панорама Вереи – виднеются маковки других церквей, домишки, речка. Мы сбежали по крутому склону к Протве. Красивое место, очень живописное. Узенький тоненький мостик, внизу чистая река, рыбы плавают – мелькают их серебристые спинки, шевелятся космы буро-зелёных водорослей. Если бы ещё молодежь на вечернем променаде, облепившая все близлежащие скамейки, потише и пожиже бы ругалась – картинку можно было бы назвать идиллистической. Но этот «нах-них» («на х..фиг – ни х..фига»), как выразился муж, сильно напрягал.
           
            Раз уж начала с молока, надо на молочной ноте и закончить. Какое же оно было вкусное – можайское молоко! Самое интересное – я попыталась найти информацию в интернете по истории, особенностям производства можайского молока – ничего нету. Ничего. Вся сеть заполнена статьями по конфронтации молочных производителей. Ситуация такая же как и с вологодским маслом. Вроде город Можайск один; завод стерилизованного молока «Можайский», который традиционно всегда выпускал и выпускает можайское молоко и законно имеет все права на владение этой прославленной торговой маркой тоже один, а молоко под маркой «можайское» разливают направо и налево все кому не лень.
            Топленое стерилизованное «Можайское молоко» - это натуральное молоко, кремовый цвет и неповторимый вкус которого достигнуты путем топления, а не добавления сои, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и прочих синтетических добавок.
            Настоящее «Можайское молоко» производит только Завод Стерилизованного Молока «Можайский» в городе Можайске. Вот заводской сайт: http://mozhayskiy.ru/, он хоть пока на реконструкции, но на нём можно посмотреть, как выглядит этикетка настоящего можайского молока. Товарный знак завода – шестилепестковый цветок, а лепестки – собранные горлышками друг к другу молочные бутылки, ведь «Можайское молоко» разливается только в стеклянную прозрачную тару.
             Мы очень довольны поездкой. Сколько же интересного, оказывается можно увидеть недалеко от Москвы. !  

 

Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт - (с) http://www.pamsik.ru и упоминании имени автора.

PamsikLivejournalновые фотографии из путешествий
Фотоальбом «Можайск. Бородино. Верея»
Рекомендуемый шрифт при распечатке – Verdana 8.
   

© 2008
Все права защищены