Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



Коломна – Любимый Город Дмитрия Донского.
24.08.2008
 
Оглавление.
 
            Коломна – это туристическая конфетка. Нам повезло – мы приехали в этот город в такое время, когда Коломенский Кремль был только что полностью отреставрирован. Да не просто подлатан для видимости, а что для нашей реальности очень странно – в-е-л-и-к-о-л-е-п-н-о возрожден, поднят из руин, подчищен, умыт, обновлен. И не только Кремль, т.е. его мощные Стены (остатки) и Башни (остатки). А внутри Кремля создана роскошная инфраструктура для туристов. Старинные кремлевские улочки застелены фигурной тротуарной плиткой, монастыри на территории гордятся новыми золотыми маковками и резными иконостасами, всё в цветах, трава везде бархатная (даже на огромном склоне к Москва-реке), потому что аккуратно скошена. Художники на одном из участков Кремлевской стены (у автостанции) поместили грандиозные исторические картины–полотнища. Экскурсоводы водят группы по Кремлю и рассказывают, рассказывают. Туристы выбирают, в какое кафе на территории Кремля им заскочить для перекуса, и в какой сувенирный забежать для закрепления полученной эмоциональной информации памятной. Коломна расцвела – в мае 2007 года. «Садовник» или волшебник – губернатор МО Борис Громов, его культурная программа по развитию городов Подмосковья и его фонд.
            Знаете, в наше время редкий губернатор так позаботится о возрождении Русской Истории.
            Город, по-моему, недавно уже включили в Золотое Кольцо. Ещё бы!
            Коломна – прекрасный город. В каком-то смысле мистический город Русских Побед. Недаром его называли «военной столицей Московии» и «любимым городом князя Дмитрия Донского».
            «Много бывало в городе великих правителей, но ни один из них так не любил Коломну, ни один так не восславил её в веках, как святой Димитрий…» (Р.Словацкий).
 
            До Коломны – 113км. Из Москвы мы выехали по Волгоградскому проспекту на Старую Рязанскую дорогу (М5). Почему-то самые часто встречающиеся указатели на этой дороге – на Бронницы и Челябинск. Указатель на Коломну мелькнул, наверное, один раз. Поэтому знайте (!), чтобы попасть в Коломну – нужно держаться направления Бронниц-Челябинска. Особенно остро встает вопрос нужного поворота, когда на скорости вы приближаетесь к Т-образному перекрестку Бронницы-Кашира (вам налево), и далее на таком же перекрестке Бронницы-Гжель (вам направо).
 
            По Подмосковным городам он у меня один – Л.Егорова «Подмосковье. Маршруты выходного дня». Содержание на оценку 3, в силу расцентрованной и слишком официозной подачи информации, но, благодаря ему, мы вообще, стыдно сказать, узнали о существовании достопримечательностей в подмосковных городах. Обычно, я ревностный покупатель краеведческих книг на местах, потому что никто, кроме местных энтузиастов так тщательно не пропашет своим любопытством землю истории своего города. Так и здесь, в Коломне, в магазинчике «Сувениры» на ул. Лажечникова 5, в Кремле, я купила пару книжек А.Кузовкина (текст) и А.Федорова (рисунки): «Коломна. Размышления об утраченном» и «Деревянное зодчество Коломны». Ну, скажем так, рисунки мне понравились больше текста, который в принципе можно прочитать вот на этом замечательном сайте: http://www.kolomnarzm.ru, а более детальную информацию на  http://blagovestnik.kolomna.ru или на отличном форуме http://forum.myjane.ru/viewtopic.php?t=11329.
            В целом сайтов по Коломне довольно много. Вот здесь очень интересный дизайн и есть карта Коломенского Кремля: www.kolomna-kreml.ru (тексты средне информативные).           
            Вообще Интернет странная вещь, когда я начала листать поисковые страницы, то до 50го листа  (дальше я уже не выдержала) там шли забабаханные какими-то энтузиастами клише, от неимоверного количества повторов которых я просто озверела: 1) «Коломенский кремль и теперь поражает своей мощью, являясь вторым после Московского…» и 2) «Коломенский кремль - выдающийся памятник русского зодчества, являющийся одним из крупнейших оборонительных сооружений подобного типа…».
            Неужели у нас такой бедный русский язык и так натужно скрипят собственные шестерёнки, что ничего своего народ уже нормально высказать не может, а массово копирует чужой шаблон?
            Ещё мне помогли в понимании коломенской истории книга любимого мною писателя Сергея Алексеева «Россия: Мы и Мир», Буковник Алексея Меняйлова и виртуальный детектив Р.Словацкого «Мемориал» (http://kolomnalib.net.ru/authors/slavacky/memorial/).
            Вот, на всякий случай, ещё сайты о городе Коломна: www.gorodkolomna.ru, www.kolomna.ru, http://www.kolomnaonline.ru, www.bgromov.ru/news/12652.html.
 
            «Серо-стальной мозаикой выстроились кольчуги и полированные шлемы засверкали, словно глыбы льда, и прошумели расшитыми коврами грозные лики хоругвей». (Р.Словацкий).
Я начну рассказ с Дмитрия Донского и маленького кусочка русской истории, хотя знаю, как многие не любят и падают в обморок при виде лишь только одной исторической даты. Но что делать. Мы русские – должны знать свою Историю. Любить – подразумевается. Тем более, что я постараюсь уложиться в одну лишь маленькую главу.
История Коломны, Коломенского Красного Кремля, его храмов и монастырей – очень сильная и загадочная. Недаром у Коломны есть второе название – «щит и меч Москвы». Почему-то именно в этом месте собирались русские воинские рати, отсюда уходили в военные походы, и сюда возвращались с Победой. Материалистически настроенные люди, скажут, ну и что тут такого, какая разница, где собираться, куда возвращаться. Вот ткнул военоначальник пальцем в карту, оттуда и двинулось войско. Всё может быть. Может и так, а может, и нет.
            Коломна располагается на трех реках – Коломенке, Москве и Оке.
            Первый раз упомянута в летописи – в 1177.
            Есть разные версии происхождения названия города – примитивная, загадочная, интересная и очень интересная:
1) на этой территории проживали финские племена, они-то, вероятно, и оставили это название, которое означает «поселение около».
2) пришел на это место князь Яр-Коломан со дружиною и спросил местный народ-вятичей: «Кто здесь жил раньше?». И отвечали ему: «Земля эта очень старая, а жили здесь раньше великаны. И так они огромны были, что могли страшными каменными молотами перебрасываться от одной деревни до другой. А там, где молот упадёт, овраг разверзался. Но земля не смогла держать этих гигантов. Все они сгинули, истребилось даже имя их. А окрестные великие холмы - это их могилы. Бывает, река подточит берег - и огромные кости появятся; это кости тех великанов». И решил Яр-Коломан здесь утвердить крепость. Ископали ров и возвели вал и тын. С тех пор здешние племена стали прозываться - коломане, а река и град - Коломною.
3а) название происходит от славянских слов «коло» - солнцевращение, «коломень» - «округ», «околица», т.е. Коломна – солнечная околица Москвы.
3б) раз древние славяне придумали название КоЛоМНа, значит, вложили в него определённый смысл.
«К» - направление чего-то движущегося, путь к чему-то.
«Л» - небо, вверх.
«МН» - изначальная память, точка опоры.
Значит - Коломна это путь наверх к изначальной памяти. Мне больше всех нравится эта гипотеза.
            Город присоединен к Москве – в 1301.
            В августе 1380 года Московский Великий князь Дмитрий Иванович собрал в Коломне все русские дружины для похода против орды хана Мамая. 14 (27 по н.ст.) – прибыл из Москвы сам, 15 (28 по н.ст.) на Успение Пресвятой Богородицы – назначил смотр ратей на коломенском Девичьем поле. Рядом с ним – Сергий Радонежский.
            Тут много загадок.
            Девичье поле – земля на левой излучине Оки, «красивый крутояр, откуда открывается вид, захватывающий дух».  Князь Дмитрий собирает войска именно здесь. Почему? Вид красивый? Нет, это энергетически сильное место, оно издревле считалось «благостным». Недаром, здесь стояли плечом к плечу ещё недавно междоусобничающие друг с другом удельные князья со своими дружинами. Рати были поставлены так, как должны быть расположены на поле брани.
            С Русской землей у князя Дмитрия особые отношения. Перед сражением он съедает горсть земли, объезжает будущее поле боя и слушает землю.
            В Коломне Великий князь Дмитрий Иванович ни с того ни с сего просит благословения на битву не у официального иерарха, а у малоизвестного монаха Сергия из Радонежского леса (! по призыву которого и были собраны войска князя). И у него же берет двух странных черноризных иноков с языческими именами неприемлемыми для православия (!) – Ослябя и Пересвет. Мало того, что монахи носят нехристианские имена после пострига, но они ещё и «воины» - а такое невозможно по определению, поскольку черные монахи НЕ МОГУТ брать в руки оружие. Но, тем не менее, эти монахи – бойцы и реальные исторические личности (их усыпальница в  Симоновском монастыре в Москве).
            8 (21) сентября в Рождество Пресвятой Богородицы князь Дмитрий с русскими дружинами выйдет на Поле Куликово, под знаменами Богоматери, в простой рубахе и со щитом с изображением Солнечного круга («Головы Солнца»). И одержит немыслимую победу над золотоордынской тьмой.
            Русское войско насчитывало ~ 150 конных и пеших воинов.
            Перевес сил Орды был – в разы….
            У каждого полка, пришедшего на Куликово поле, будет свой воевода – чужому никто не станет подчиняться, таковы правила времени. В Передовом полку, который первый примет на себя удар татар, сражается «Микула Васильевич Вельяминов с Коломны со устроенными ратьми» - коломенский воевода, который погибнет в сече. А Засадным полком, который решит исход сражения в нашу пользу командует коломенский боярин Боброк-Волынский.
            21 (4.10 по н.ст.) сентября – князь Дмитрий уже Донской возвратится в Коломну. Погибших русских воинов захоронят в курганах около села Микулинское (сейчас Никулинское).В одном из курганов, будет покоиться и коломенский воевода Вельяминов, именем которого назовут это село.
            В 1381 – по обету князя на стрелке рек Коломенки и Москвы, на земле его друга Боброка-Волынского будет возведен Бобренев монастырь. В 1385 – по совету Сергия Радонежского на стрелке рек Москвы и Оки – Голутвин монастырь. Это два сторóжа Коломны.
            В 1379 (?), 1382 (?) – в центре Кремля князем будет возведен Успенский собор в память о Великой Победе над татарами.
            «Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения». Это сказал обожаемый мною Л.Н.Гумилев. И надо думать, город Коломна – солнечная околица, тоже сыграла особую и сакральную роль в этой Победе и Русской истории.
 
            Мы въехали в город по Московской дороге, и почти сразу же слева нашим глазам открылся грандиозный массив краснокирпичных стен. Даа, если Смоленскому Кремлю нет равных в России по протяженности (~6км, 38 башен), то, пожалуй, Коломенскому Кремлю трудно подыскать собрата по высоте. Она у него – 18-21м, т.е. с 16ти этажный дом (протяженность была -~2км, 17 башен). Его построил из красного кирпича в 1525-31гг. – Московский царь Василий III(отец Ивана Грозного).
            Коломенский Красный Кремль начали строить с Пятницких ворот – в уважение памяти Дмитрия Донского (после первой своей победы над войсками Золотой Орды на реке Воже (Рязанская земля) он вступил в город именно через парадные Пятницкие ворота, тогда ещё деревянные). И уже отсюда распространили кольцо стен.
Интересно, что специалистов по возведению кремлей называли «огородниками» - они же «огораживали» город. И древние строители очень четко выражались: если в летописях написано «сотвориша», «постави» или «сруби» - значит, возводилась деревянная постройка. Если «заложи» или «созда» - то каменная. Кирпичников ещё называли «здателями» («зьд» - глина), или «хитрецами» (постройка дело-то хитрое).
Завершение крепости удивительным образом ознаменовалось хорошим знаком: у Василия IIIродился долгожданный наследник – Ванечка. Кто же знал, что он станет Грозным… . И в двух кремлёвских Башнях – Свибловой и Застеночной, он устроит пыточные….
            Что-то я рано начала рассказывать про Кремль в Коломне, мы ведь ещё только въехали в город, надо припарковаться. Проезжаем вдоль всей Стены и встаём на небольшой площадке перед желтой церковью Иоанна Богослова с высоченной колокольней, построенной в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Я выскакиваю из машины, как обычно в очередной раз прикладываю об асфальт свой любимый фото-Casio, и мы мчим ко входу в Кремль. Вход – это не ворота, а улица, близко к ней справа – тянется новый фрагмент-обломок Стены, впереди невдалеке - виднеется ярко-красный Брусненский монастырь, слева – та самая гигантская Стена, которую мы только что проехали.
            Нам очень, очень повезло. Около полосатого шлагбаума на входе в самом начале улицы стояла женщина-представитель какого-то турагентства, которая всем входящим туристам дарила карты Коломенского Кремля. За что им большое спасибо. Без этой карты ориентироваться на большой кремлевской территории было бы и затруднительно, и не так интересно. У них даже стрелками был помечен примерный маршрут движения. Уверена – стоит взять экскурсовода и вместе с ним прогуляться и послушать историю. Старинный домик, где можно взять экскурсию – находится справа от входа в Коломенский Кремль под деревьями (ул. Зайцева, 46, тел. 4966-160355).
            Коломенский Кремль – очарователен, имеет своё лицо, свой характер, свой ритм и своё дыхание. Удивительное дело – Кремль живой. Его стены обнимают не только церкви и монастыри, но и жилые дома, вернее, деревянные домики с абсолютным рязанским обаянием – определенный угол наклона крыши, слуховые резные окошки наверху, кружева наличников и обязательные ворота с калиткой. Музеи, церкви, домишки расположены вперемежку, и поэтому возникает отчетливое ощущение того, что ты сейчас находишься в маленьком городке и в каком-то далеком от современности времени.
            А ещё, поражает, и не может не удивлять русских туристов какая-то невиданная «немецкая» ухоженность, порядок, чистота, отреставрированность и цветучесть всего, что тебя окружает здесь в Кремле. Честно говоря – это какое-то очень уж редкое состояние наших русских достопримечательностей. Спасибо губернатору Московской области Громову. Это – особенность Коломенского Кремля – возможность полюбоваться и старым домиком с палисадником, и храмами, и чистыми улицами, и монастырями, можно с экскурсоводом, можно индивидуально; возможность посидеть на гладкоподстриженном склоне Москвы-реки, а также перекусить и культурно закупиться сувенирами.
            На территории Коломенского Кремля находятся одна площадь и 7 улиц. Старинные.
            Улица перед нами была Брусненской, потом Почтовой, а сейчас носит имя Ивана Лажечникова -  это коломенец, известный романист 19в. Самый известный его роман «Ледяной дом» переиздается и сейчас, что неудивительно, поскольку ещё Пушкин сказал про эту книгу: «Поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы Вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык» (надо будет найти и прочитать ).
            Мы не успеваем уйти далеко от входа в Кремль и сразу тормозим перед несколькими непередаваемо-душевными домиками на левой стороне улицы (Лажечникова,4-8). Что про них сказать? – дерево, вросший в землю первый каменный этаж, резные наличники, деревянные узорчатые ворота. За ними на левой стороне – Успенско-Брусненский женский монастырь. На правой стороне – кафе «Намёки» и сувенирный магазин «Арт-Лига» (Лажечникова,5).
 
            «…И вот, когда я доковылял до Крестовоздвиженского храма с его ионическими палладианскими колоннадами-крыльями, и поворотил уже назад…». (Р.Словацкий).
            Брусенский монастырь находится в Кремле, почти рядом с главным входом, буквально метров 50 по ул. Лажечникова. Мы сразу заметили его багрово-красные матвеяказаковские башни со шпилями-иголками на ограде. Зашли через красные арочные ворота на территорию. Честно говоря, этот монастырь не подходит под классическое определение монастыря.
            У него нет контурной ограды, таковой условно можно считать
- саму Кремлевскую стену,
- небольшие отрывочные фрагменты стены с башенками слева
- и чуть дальше справа, и собственно  кусочек парадной ограды с ул. Лажечникова.
Поэтому нет уединённости, «отстранённости от мира», здесь получается такая проходная территория, потому что отсюда все проходят к Пятницким (Михайловским) воротам (единственно сохранившимся в Стене). Никаких монахинь вокруг мы не видели, только туристов, местных и прихожан, вышедших со службы в церкви.
            Но, это, монастырь, женский, действующий с 1997 года.
            Брусенское Успение - памятник Казанской победы Ивана Грозного. У него древняя история –его заложил в Коломне радостный и счастливый Иван Васильевич, возвратившийся сюда из Казани с победой. Дата основания – 1552.
Первой была возведена белокаменная шатровая (его любимый стиль) церковь во имя «Успения Пресвятые Богородицы» - Успенская. Она и сейчас, на мой взгляд, самая красивая и утонченная на монастырской территории (хоть и в лесах) – белая, небольшая, компактная, гармоничная, с невысокая, крепкая, с темным конусом-шатром.
            Рядом с ней возведен монументальный собор Воздвижения Креста Господня – Крестовоздвиженский. Дата основания – 1852-55гг.
Его архитектурный стиль профессионалами описывается так: «образец художественной эклектики, основанной на синтезе приёмов классицизма и ложно-русского стиля» с «цветовым контрастом краснокирпичных стен с многочисленными белокаменными деталями» -  что в переводе на нормальный язык, означает треугольные фронтоны, маленькие главки на тонких шейках, темно-красный цвет стен и обилие тяжелой белой лепнины. Такая же «эклектичная» прямоугольная бордовая пристройка примыкает к белоснежной старинной Успенской церкви. Думаю, что на вопрос «украшает ли эта пристройка древнюю церковь?» – отвечать не нужно.
К «ложно-русской эклектике» собора ещё и добавляется «готика» башен ограды - так уже определяется архитектурный стиль известного придворного архитектора-масона Матвея Казакова. Кому как, мне – никак не нравятся его «произведения».
            Что интересно – до 1977 на территории монастыря ещё стояли деревянные одно и двухэтажные дома – да, старые, но, невероятно обаятельные и красивые. Можно было подновить, но их сломали, как водится, в целях «очищения от хлама».
            Направо от входа в монастырь покоится игумения Олимпиада (в миру бывшая казачка Ольга) – при ней в 19в. был построен собор.
            Название монастыря «Брусенский» историками толкуется по разному, и всё равно, на мой взгляд, версии довольно-таки притянутые – либо от слова «убрус» (женский головной убор), либо от слова «брусья» (отесанные бревна).
Место для монастыря выбрано не очень приятное - здесь издавна находилось одно из коломенских кладбищ…. В Смуту монастырь сгорел. При Екатерине II был вообще упразднён, но его отстояли жители Коломны, которые пообещали «достойно продовольствовать Брусенский монастырь». И, действительно, крестьянин Сарычев подарил сто стволов деревьев (брусьев), купец Шарапов оплатил другие материалы, купец Тупицын пожертвовал десять тыщ серебряных рублей, купец Ермаков заказал изографам иконы и внутренние росписи, резчикам – иконостас, а сам каждый год выдавал шестьсот рублей на трапезу сестрам, а далее его почин продолжил сын Флор. В Великую Отечественную в соборе было бомбоубежище.
            Рядом с входом в пристройку к Успенской церкви – в соседнем красном кирпичном двухэтажном доме находится арт-галерея «Лига». Здесь покупают сувениры и книги, но мы не зашли. Потому что только начали знакомство с Коломенским Кремлем и, увидев, впереди себя мощнейшую стену, устремились со всех ног к ней.
 
            «О Город, Город мой! Лишь твои каменные гребни оживляют меня, древний дракон, дыбящий крылья на берегу реки». – Это так видит Кремль писатель-мистик Словацкий.
А мы двигаемся дальше. Дорожка через территорию Брусненского монастыря выводит нас к Кремлевской Стене и подковообразному проёму в ней – проездным Михайловским (или Малаховским) воротам. Наверное, это самый сохранившийся и самый выдающийся по силе и красоте участок стены. С внешней стороны – там монолит гладких кирпичей, с внутренней – череда вдавленных в стену высоких арок и крытая галерея наверху.
            Мы пробежались по клеверному полю вдоль Стены, задрали вверх головы – грандиозно! Теперь выходим через ворота на мостик, перекинутый через бывший крепостной ров с водой (попахивает средневековьем, хотя сейчас вместо воды зеленая бархатная травка и желтенькие глазки цветов). Я всё щелкаю фотоаппаратом, стараясь заставить его схватить и передать высоту, ух, длину-у-у и шершавую кирпичную фактурность. Теперь охватываем глазами Стену снаружи. Справа и слева – Башни. Они разные.
            Правая, угловая – Грановитая. Она многогранная.
            Левая – Маринкина (h-31м, d-13м). Её зубчатая корона спрятана под деревянной крышей. Внутри её толстых стен проходят кирпичные лестницы.
            Марина (Марианна) Мнишек. Какая странная судьба. Дочка польского воеводы Юрия (Ежи) Мнишека. Какое страстное желание польской девочки стать русскою царицей. И стала ведь. Но какой ценой…. Венчанная жена двух официальных Самозванцев – Первого (Григорий Отрепьев) и Второго (имя ?), подруга одного потенциального – атамана Ивана Заруцкого. Коронованная московская царица. Длина её жизни – 26 лет…. Но чего только не было в этой жизни – её любили мужчины, она любила власть, она меняла женское платье на гусарский мундир, чтобы выжить, она владела сокровищами, убегала в ночи…. Царица Марина….
            Марина Мнишек жила в Коломне ровно год - с лета 1611 по 1612. «Писалася «царицею». Когда войска князя Пожарского погнали поляков из Москвы, Заруцкий с казаками мчится к ней, «к жонке к Маринке», и ночью, они поджигают Кремль, выламывают железные створки от Пятницких ворот и бегут в Астрахань. С собой у них прихвачено немало ценностей, и часть сокровищ они прячут в урочище Старцевский брод, что рядом с деревней Богородское «в 25 верстах от Коломны». В лесу роется яма, ссыпаются богатства, сверху кладутся створки ворот и все засыпается землей. И в этом черном-черном лесу они нашептывают на клад черное-черное заклятье…. Если без шуток, то клад до сих пор ищут, как любители, так и археологи, причем в разных местах - ещё есть сведения и о «несметных сокровищах, замурованых в Маринкиной башне»….
            Через два года их ловят в Астрахани и везут обратно. Заруцкий казнен, это понятно. Но… и сын Марины от Второго Лжедмитрия 5-летний мальчик «ея Ивашка» или как его называли в народе «ворёнок» - тоже повешен… на Красной площади…. Сама Марина посажена в эту Коломенскую башню. Она проклинает род Романовых. Говорят, душа её обернулась сорокой (вороной) и улетела через окно-бойницу…. До сих пор неприкаянно летает вокруг Башни и страшно кричит…. И по ночам вдруг внутри Башни вспыхивает загадочный свет, который «мерцает, мерцает, да и гаснет…».
            Несмотря на эти жутковатые легенды, находятся оптимисты, которые считают, что «если прийти к Маринкиной башне, прикоснуться к ее камням, где до сих пор летает дух Марины Мнишек, то можно обрести часть её женской прелести и очарования»….
            Из 17 башен Коломенского Красного Кремля сохранились – 7: Маринкина (Коломенская), Грановитая, Ямская (Троицкая), Семеновская (Симеоновская), Спасская, Погорелая (Алексеевская) и Пятницкая с Пятницкими воротами.
            Здесь же рядом с этой Башней на площадке у Московской дороги (по которой мы въезжали в город) поставлен памятник Дмитрию Донскому. Симпатичный. Князь в шлеме, в развевающемся плаще на коне. Совсем новый – 2007. Скульптор – А.Рукавишников.
            Еще раз оглядываем Стену. Высокая. Величественная. Неприступная. Здесь можно снимать кино. Здесь можно разлетаться мыслями далеко-далеко….
            Заворачиваем за Маринкину башню, и хотим двинуться по дороге, ведущей вверх по склону. Но опять тормозим. Ну как не обратить внимание на шикарнейший спортивный дворец, расположившийся слева от нас и от Башни. Читаем вывеску на воротах: «Конькобежный центр Московской области». У него потрясающая ультрасовременная форма и грандиозный размер. За такое сооружение не стыдно ни перед кем, и поэтому оно является достойным соседом древнему Кремлю. Контраст времен не режет глаза, а лишь деликатно подчеркивает связь Сегодня и Прошлого.
 
            От Маринкиной Башни мы идем вперёд, вдоль высокого крутого (угол наклона 40°) земляного рва, и по ходу справа видим висящий план Коломенского Кремля. В отличие от выданного нам туристического, на этом есть названия всех башен, и я на всякий случай делаю снимок (см. фото). Подъём заканчивается, улица выпрямляется и становится уютно-деревенской. Это улица Лазарева (бывшая Успенская).
            Я не успеваю щёлкать кнопкой фотоаппарата. Улочка – окрыточная. Слева какие-то есенинские домишки с обязательным живописным набором: деревянным кружевом, плотными воротами, раскидистыми берёзами, цветами и котами. Справа по ходу – кафе «Погребок».
Впереди эффектно приближается к нам Успенский собор, но мы сворачиваем налево.
Здесь дорога делает плавный поворот и мы выходим к Москва-реке. Перед нами (а мы на небольшом холме) распахивается панорама ленивого, неспешного и женского такого изгиба Москвы-реки, пышнейших и высоких куп деревьев (вётлы?, березы) по её берегу, и идеально подстриженная зеленая трава-мурава на косогоре под нами (тут явно потрудилась целая команда газонокосильщиков). Плюс к этому ещё пестрая цветочная клумба, а сзади бумкает колокольня, и сверкают золотом маковки церквей. Это смотровая площадка.
            Красота. Спокойствие. Умиротворение. Легкая отрешенность. Многие сидят на бархатном краю косогора. Мы тоже подобрали бумажку, подстелили, приземлились, вытянули ноги и замолчали, любуясь сверкающей речной водой в мехах прибрежной листвы.
           
            Отрываемся от тишины идем на центральную Соборную площадь к Успенскому собору – к ней от смотровой площадки ведет дорожка. На прямоугольной площади, выложенной плиткой разного цвета и украшенной клумбами с ароматными петуниями и шариками бегоний, непривычно чисто, аккуратно, и празднично. Площадь окружает История Коломны.
            Если стоять лицом к Успенскому собору, то по часовой стрелке:
Сзади: ярко-салатовый деревянный домик – «Дом Куприна», где писатель останавливался у родственников.
Слева: 1) темно-красное кирпичное здание – бывшее приходское училище, а сейчас действующая (! как же повезло ученикам) средняя школа №3; 2) памятник Кириллу и Мефодию; 3) шатровая Колокольня; 4) Тихвинский храм, 5) церковь Воскресения Словущего.
Перед вами: Успенский собор.
Справа: Ново-Голутвинский женский монастырь, на площадь выходят высокая Колокольня цвета охры, белая арка ворот и незабудково-голубой Покровский храм с маленькой короной из башенок.
 
Коломенский Кремль, Соборная площадь:
Это легендарные храмы. Не нахожу других слов. Их стены пропитаны Русской Историей и Любовью….
            Церковь Воскресения Словущего – 14 век. Она находится по левую руку сбоку от Успенского собора. Когда-то соединялась галереей с Княжеским дворцом. Да и когда-то выглядела совсем не так как сейчас…. От того времени сохранился только «белокаменный сводчатый подклет», т.е. нижняя часть, а верхняя надстройка уже из 16в. Но нас интересует не это. Главное – что снежной зимой на Святки 1366 года здесь происходило венчание двух детей. 13-летней дочери суздальского князя Дмитрия и 15-летнего сына московского князя Ивана Красного. Их отцы были непримиримые враги, а их брак – вынужденной мерой и результатом властно-политическо-земельных интриг отцов. Их союз решился за глаза, и они как водится, знать друг друга не знали и не видели. И никто не мог даже подумать, что в этом насильном брачном соединении расчет отцов будет изгнан любовью детей. Дуняша Дмитриевна Суздальская и Дмитрий Иванович Московский (будущий Донской) влюбятся друг в друга с первого взгляда и будут идеальной лебединой парой. Евдокия родит Дмитрию 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери.
И если на то пошло, то вот к каким стенам надо прикасаться….
            Церковь Воскресения Словущего была княжеская домовая, т.е. примыкала к княжеским чертогам-каменным палатам «в 25 больших окон с красным шатровым крыльцом».
            Успенский собор – 14 век. Кто и когда его построил – неизвестно. Древние летописцы немногословны. Предполагают, что уже в середине века на этом месте стоял храм, возможно, приземистый, толстостенный, одноглавый. Главное – каменный. Об этом узнали из недавних раскопок, когда из основания Успенского собора извлекли несколько белых плит с геометрическим и растительным орнаментом. В 1379 – Дмитрий Донской начинает новое строительство нового собора в честь и память своей первой Вожской победы над татарами. Старый храм был крошечным, а новый должен был стать памятником военного триумфа. Но покрытые резьбой плиты старого собора вошли в тело нового, «словно передавая Успенскому храму молитвенную память о прошедших годах». А в 1380 – новый храм становится и памятником второй великой победы на поле Куликовом, и «храм высоко возносит своё таинственное триглавие - три золочёных креста».
            Его расписывал Феофан Грек. Удивительно, как «Феофана иконника, гречина философа» занесло на Русь. Ведь раньше он расписывал храмы византийского Константинополя (Стамбула), потом его позвали в Крым, а оттуда он приехал … в Коломну, где расписывает в Коломенском Кремле Успенский собор. После которого уже расписывает в Московском Кремле Архангельский собор («со товарищи») и Благовещенский собор (с Андреем Рублевым).
            «Глухо мерцали древние росписи стен. Собор был страшно стар и отемнён вековым дымом курений и свечей…. Да, стар был Собор и переполнен временем и памятью…».      
            «…Зато сохранились иконы! Старые образа производили потрясающее впечатление – не только благодаря мастерству изографов и греческим образцам, но и потому, что краски их были минеральными. Они имели кристаллическую основу; и было достаточно даже малого сияния свечи или лампады, чтобы икона выступила из тьмы, зажглась своим внутренним светом». (Р.Словацкий).
            Мы зашли внутрь, походили немного, к сожалению, феофановских росписей уже давным-давно нет. Они были утрачены при перестройке собора в 18в. Внутри храм прохладно-голубой, цвет фресок не яркий, а сдержанный.
            В этом храме находилась чудесная икона «Божия Матерь Донская». Её иконографический тип называют «Елеуса» - «Милостливая» или «Умиление». - «Из золотого сияния выступает нежно очерченный силуэт Богоматери, ласково склонившейся к младенцу – сыну, который прильнул к щеке матери, а ножки поставил на её руку, их нимбы и их святые лики соприкасаются – так выражено соединение земного и небесного».
            У этой иконы две легенды-истории, их рассказывают туристам, но историки при этом недовольно затыкают уши. Много неточностей!
            1я легенда. Доселе невиданное изображение Богородицы – икону-хоругвь, принёс с собой на Куликово поле отряд донских казаков и передал великому князю Московскому.
            Исторические правки: Какие ещё «донские казаки», когда в 14в. побережье Дона было буквальным «диким полем», и никаких «казаков» там не было и быть не могло. Икона, несомненно, происходит из Коломны. Этот чудотворный образ, действительно, был на поле Куликовом (долине рек Дона, Непрядвы и Красивой Мечи), и поэтому его стали называть Донским.
            2я легенда: После Победы Донской передал икону Успенскому собору в Коломне. В 1392 году с неё сделал список Феофан Грек – его попросила княгиня Евдокия в память о муже.
            Исторические правки: Донской возвратил икону в Успенский собор. Феофан, действительно, позже (в 1392) писал список с древнего образа – это подтверждают историки и летописи. Феофановский список с подлинника находился в коломенском соборе (сам древний был образ утерян?) Почитание этой святыни было в Коломне настолько сильным, что спустя 200 лет Успенский собор именовали Донским.
            Позже бабка Грозного – Софья Палеолог – молилась Донской Богородице, здесь, в Успенском соборе «о чадородии», была услышана, родила сына – Василия и в знак сердечной благодарности вышила драгоценную пелену для чудотворного образа в иконостас собора.
            Прошло ~150 лет и на обороте чудотворной иконы (феофановской копии) было написано изображение Успения Богородицы. Доподлинно известно, что перед этим образом молился Иван Грозный перед походом на Казань.
            И Иваном Грозным эту уже двухстороннюю икону перенесли в Москву как символ защиты русских воинов в борьбе с врагами. Она была передана в Московский Успенский собор в Кремле, потом в соседний Благовещенский, в котором хранилась столетиями и оттуда её брали в военные походы. «И всегда образы Богородицы и Божественного Младенца, источающие любовь, укрепляли в вере и стойкости сердца людей». (Сейчас ею можно полюбоваться в Иконном зале в Третьяковке).
            Для Коломны же царь повелел сделать два других списка: в собор и на Пятницкие ворота.
            Ещё в Успенском соборе хранились «зуб Иоанна Предтечи, да ребро Стефана Саваита».
            Отец Ивана Грозный – царь Василий III повелел перестроить немного обветшавший коломенский Успенский собор. И его «перевоздвиг» сам Аристотель Фиорованти, автор Успенского собора в Кремле. (А чуть дальше в соседнем Ново-Голутвинском монастыре есть палата, которую выстроил его партнер Пьетро Антонио Солари). И вообще, предположение о том, что Коломенский Кремль строили итальянцы вполне обосновано. Стоит только взглянуть на «этого дракона», на его «технику постройки, изящество пропорций, характер форм и замечательно выделанный кирпич». Я вообще доверяю своим ощущениям – не даром мелькнула мысль при взгляде на «русский кремль» о какой-то тени рыцарского средневековья.
            Мало того….
 
            «И другой царь пришёл, а вслед за ним провеяла беглая иноземная речь и вдруг не только храм, а весь Кремль оделся в каменный багряный кирпичный плащ, в алый венец с нарядными зубцами башен» (Р.Словацкий).
            Не знаю, как правильно сказать, то ли «яблоко от яблони недалеко падает», то ли «какой отец, такой и сын». В общем, это равнозначные утверждения. Так, где есть эта компания – Василий III, Фиорованти и Солари, да плюс ещё сынок – Иван Васильевич – там всегда есть Тайна. Ведь эти итальянские (в народе их называли фряжские) мастера из Милана высочайшего уровня строили Московский Кремль, вернее, его нижние подземные лабиринты и тайники. В «благодарность» из Руси их не выпустят, и они больше никогда не увидят свою солнечную Италию. Почему? – Много знали??
            Они построили Василию III в Коломне Кремль, Успенский собор, палаты. (Может быть что-то  ещё??)
                Вернёмся к Ивану Грозному.
            Сюда в Коломну он приходит несколько раз и всегда по военным делам, то отражает войско крымских татар (1546), то выступает отсюда с 150 тысячным войском «х Казани» (лето 1552). В честь взятия Казанского ханства Грозный дарит деньги на основание Брусенского монастырь и возведение Успенской церкви в Коломенском Кремле.
            Про Грозного я уже писала (рассказ о Вологде, об Александровской Слободе). Немного напомню. Отец – Василий III. Мать – Елена Глинская. Дед – Иван III. Бабка – Софья Палеолог. Примечательно, что его 3 жены-красавицы - Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, Марфа Собакина, Анна Колтовская, были коломенками. Положительными качествами Ивана Васильевича (а они у него всё-таки хоть немного, но имелись…) было то, что он человек образованный, знал четыре (!) языка, и любил, если не сказать обожал, книги. Их он всю жизнь собирал, покупал, выкупал наиболее редкие, заставлял писцов переписывать. Основу его драгоценного книжного собрания - Либереи – составляло «Приданое Софии», т.е. те 70 подвод, загруженные рукописями, которые его греческая бабушка привезла из византийского Константинополя.
            «Приданое Софии – суть Истина, которую хранили все цари, будь византийские или наши. А кто владеет ею, тот обладает главенством разума и духа во всем мире!…».
            Государева Библиотека была поделена на части и хранилась в разных местах. После его кончины, ту часть Либереи, которая находилась в Коломне, разделили на семь хранилищ. Эти книжные сокровища в подземных катакомбах, построенных Итальянцем Фиорованти, свято оберегали посвященные люди и монахи, которые переписывали тайные книги, стараясь создать несколько копий единственных оригиналов. После Смуты, решили создать Орден (Братство) Хранителей Либереи.
И это не сказки. А даже, можно сказать, и настоящая история Коломны.
Имена переписчиков-монахов – Петра Гречина (основателя Братства) и Сергия Коломнятина (главного Хранителя) – тоже подлинные, сохранились их автографы, сохранилась память о них. Некоторые книги, переписанные Хранителями, в силу разных причин всплывали в мир – т.е. случались утечки. Так Карамзину, например, коломенские купцы, братья Хлебниковы, библиофилы, передали несколько драгоценных летописей.
И сейчас Хранители существуют….
            И это ещё не всё.
 
            «Мы видели Коломну и днём, в хитоне солнца, и ночью. И мы видели её не снизу, как все, а сверху — со стен. Тогда мы поняли, наконец, сущность Города. Это страшный, влекущий и таинственный, дремлющий дракон… заколдованный, прикрытый личиной провинциального городишки…». (Р.Словацкий).
            Есть ещё одна странная легенда. О Поясе Власти, который хранился в одной из древних церквей Коломны. В виде золотой змеи из 17 звеньев. В каждом звене – свой определённый камень, в каждом камне – печать с определенным зверем.
            На адаманте - Лев, смарагде - Орёл, рубине - Овен, бирюзе - Василиск, хризолите - Единорог, янтаре - Волк, маргарите морском - Барс, яшме - Ворон, орихалке - Олень, аспид-камне - Бык, сапфире - Змей, павлиньем глазе - Гидра, коралле - Дракон, аметисте - Голубь, карбункуле - Конь, ясписе - Сфинкс, железном камне – Кентавр.
            Пояс - заговорённый. Если владеет им добрый - он приносит удачу, а если плохой - с тем случается злое, вплоть до истребления рода.
            Все великие князья и русские цари присягали Поясу власти. Кроме одного – Ивана Грозного.
 
            Находится между школой и Звонницей. Очень симпатичный памятник. Как-то совершенно случайно в какой-то газете я прочитала маленькую заметочку о скульпторе А.Рожникове, его авторе. Памятник поставили практически «вчера» - в 2007. А сам Рожников, оказывается, ещё сделал герб города Люберцы (где живёт) и ряд нестандартных монументов. В Подольске, например - просто замечательный, на мой взгляд, памятник Екатерине Великой, подписывающей указ о присвоении селу Подол статуса города.
            Скульптуру в Коломне поставили в честь Дней славянской письменности и культуры (24 мая). Оказывается это общероссийский праздник с 1991 года и каждый раз для него выбирают символическую славянскую столицу. В 2007 – этим городом стала Коломна.
             Но больше всего меня поразило, КАК выбирали место. Не по принципу, что «надо в центре, пусть туристы посмотрят». А слева-то от Кирилла и Мефодия – школа! И если дети зададутся вопросом, а кто же это за дяденьки в нимбах, что же они такое сделали (а они точно поинтересуются) – считай, сделали большой подарок для детской души.
 
            Вообще-то справедливо было бы начинать разговор о Ново-Голутвинском женском монастыре со Старо-Голутвинского мужского монастыря.
            Вернее, в Коломне, на её окраине, был только один Голутвинский монастырь. Без всяких приставок – старо или ново. А здесь в Коломенском Кремле поначалу было Архиерейское подворье, которое вынужденно заняли голутвинские монахи. Это было в 18в., когда Россией правил Павел I. Коломенскую епархию решили упразднить, архиерея перевели в Тулу, а освободившееся здание в центре старинного Коломенского Кремля, было решено отдать фавориту императора графу Аракчееву …  под казармы. Монахи спасли подворье – срочно переехали сюда со своей окраины. Так неожиданно возник новый мужской монастырь, который начал вести «своё летоисчисление» с 1799г. Женская монашеская жизнь началась здесь с 1989г.
            Но это, если знать коломенскую историю. А мы пока не знаем, поэтому заходим в белую арку ворот с центральной площади Кремля.
            Первое, что бросается в глаза, а вернее в нос – ароматнейший аромат бушующих роз в цветнике перед разноцветной Троицкой церковью.
            Единственное, чего я искренне не понимаю, фотографировать на территории не разрешается. Ну, по-че-му?
            Пожалуйста, сделайте входные платные билетики, или напишите, чтобы не снимали монахинь. Ну как же не сделать на память снимок этой замечательной во всех отношениях и необычной Троицкой церкви (в честь святой Троицы). Она выглядит как русский терем – белоснежная, изящная, с разноцветной яркой лепниной. Вход в неё со второго этажа, и нужно подниматься по резной деревянной разноцветной лестнице – она называется Радужной.
            Церковь небольшая, камерная, но очень светлая и уютная. На полу – красивая мозаика. Иконы очень необычные. Одни в окладах, а другие вышиты на ткани или написаны на керамике.
            Здесь есть шелковые: Сергий Радонежский, Ксения Петербургская, Введение Девы Марии во храм, Божия Матерь «Взыскание погибших», а «Успение Богородицы», ещё украшена самоцветами.
            А справа от входа меня поразил керамический, расписанный под гжель, оклад иконы-мощевика.
На ней на белом фарфоре синими красками изображены 15 святых (у каждого образа – частица мощей): Апостол Лука, Пантелеймон Целитель, св.Стефан, Георгий Победоносец, Авраамий Ростовский, Александр Невский, Иоанн Воин, Петр и Феврония, Иоанн Новый, св. Ирина, Варвара, Татьяна, Елизавета Федоровна, Кирилл и Мария Радонежские (родители Сергия Радонежского), Матрона Московская, Феодор Ушаков.
            Записки принимала совсем молодая девушка-монахиня.
            Потом на сайте монастыря я прочитала вот такой текст: «приезжающие разглядывают сестёр, переговариваются: «Смотри-ка, красивая какая! Чего же она в монастырь пошла?» И вглядываются в лица посетители, и ищут в глазах, отражающих блики горящих свечей и лампад, «мирского» ответа на вопрос: «Почему эти молодые женщины отказались от нашей жизни? Почему из великого множества разных дорог выбрали один-единственныйпуть – в монастырь?»
            И скажу честно – вот то же самое я про себя подумала….
            Сложный, но светлый путь, у людей сюда приходящих….
            Вот, что отвечает одна из монахинь: «Вы все ищете в монашестве крамолу, несчастную любовь…. Не может человек не блудить - значит, он или психически нездоров, или врёт! Но кого нам обманывать? Зарплату нам здесь не платят, работаем от зари до зари, спим по три-четыре часа…. Мы прекрасно могли бы устроиться в жизни…. В монастырь человек идет по своей воле. По призванию. Мои страсти и грехи никуда не делись, и мне приходится с собой много бороться. Но это место - моё. Здесь покой, свет, свобода, радость. И подвиг в этом не больший, чем в настоящем супружестве».
            Покровский храм (в честь Покрова Божией Матери) – угловой, тот самый незабудково-голубой, вход в него незаметный и простой – обычная дверь. В нём я увидела две большие иконы святой Матроны Московской и святой Ксении Петербуржской, которые были унизаны множеством золотых украшений. Обычно, такие подарки, люди оставляют от всего сердца за полученную помощь. Значит, эти иконы – чудотворные. Молебен св. Матроне здесь служат каждый вторник (можно заказать). В этой церкви обратите внимание на красивый резной иконостас – он из красного дерева, и это подарок губернатора Громова.
            (И, насчет, «палаты со столбом» Антонио Солари «как в Грановитой в Москве» (см. главу об Иване Грозном) - почему-то мне кажется, что она здесь, в Покровском храме (?)).
            Ещё в отзывах людей я читала про какой-то «удивительно красивый керамический иконостас» в Ново-Голутвинском монастыре. Побывав и в Троицкой церкви, и в Покровской, я всё время искала его глазами. Но не находила! Оказывается, здесь присутствует одна тонкость! Троицкий храм делится на верхний Троицкий храм и нижний в честь святой Ксении Блаженной. Вход во второй под Радужной лестницей – и этот керамический сине-белый с золотом иконостас находится там!
            К сожалению, мы увидели его уже только на фотографии на монастырском сайте. Но он, действительно, уникально прекрасен. К тому же в церкви нужно ещё посмотреть на росписи, керамическое паникадило и люстру с гроздьями фарфорового винограда.
            Всё это работа рук сестёр-монахинь, они тут всё сами делают, трудятся как пчелки, пока приезжающие туристы их фотографируют (…) – и гончарят, и шьют, и вышивают, и расписывают, и столярничают, и ювелирничают, и хоровые песни поют, и на компьютере работают. А также в монастырском саду выращивают «коллекцию» фруктовых деревьев: яблонь, груш, абрикосов, вишни, алычи, винограда, облепихи и др. Я уже молчу про розы и другие цветы….
            В этом монастыре сёстры ухаживают за верблюдом по имени Синайка, которого им подарили космонавты, которые в свою очередь каким-то образом привезли его из Египетских песков. А ещё ново-голутвинские монахини участвуют в выставках служебного собаководства. Когда-то сёстры приютили несколько брошенных дворняжек, а потом решили заниматься разведением собак-поводырей для слепых людей. А ещё при монастыре есть православный медицинский центр, где оказывают всем бесплатную помощь монахини-гомеопаты, -терапевты, -невропатологи.
            В монастырских храмах: Троицком и Ксении Блаженной, служат отец Александр - бывший сибирский охотник и отец Владимир – бывший флотский интендант. У батюшки Александра на охоте отстрелено два пальца, его называют «трехпалым таежным мужиком и мастером на все руки», но, тем не менее, он очень смущается, когда люди прикладываются к его руке (прочитала у них на сайте).
            К слову сказать, сайт монастыря – www.novogolutvin – меня поразил. Обычно православные сайты выполнены в строгой классике, но тут… - совершенно современный и очень продвинутый дизайн. Вот молодцы!
            На территории монастыря мы ещё зашли в небольшой бревенчатый домик-часовню с родниковой водой. Она построена в честь святых князя Владимира и Анастасии Узорорешительницы, имена которых повторяют имена людей-спонсоров, которые её построили в 2001. Внутри часовни необыкновенно приятно – чаша, из которой булькает вода, выложена синей мозаикой, лампады тоже сине-бело керамические. Единственное, на входе, я получила-таки нагоняй от бабуленции-смотрительницы за «незаконное фотографирование» и «забредание на неположенную территорию». Думаю, что ор был личной инициативой скучающей бабули-активистки, потому что я просто обошла часовню сзади, чтобы снять яблоневый сад, цветы и Троицкую церковь в них. Ограждения там никакого не стояло. Хотя, с другой стороны, крик справедливый, безусловно. Как ни извиняйся – я ведь работала папарацци.
            Монастырь, как я уже сказала, утопает в цветах. Недалеко от входа около бушующих цветочных клумб и под прядями берёз расположены лавочки – на них крайне приятно посидеть, передохнуть, замедлиться. Тут же можно как следует осмотреть охряную Колокольню. Возведена – в 1825, h-55м. На месте, где сейчас она стоит, планировался манеж. Я уже писала про Павла I, разогнавшего Коломенскую духовную власть, и графа Аракчеева, который на полном серьёзе намеревался кроме манежа, поместить в освобожденном архиерейском доме «два эскадрона кирасир с лошадьми и со всеми принадлежностями», а также: канцелярию, конюшни для лошадей офицерского состава и для хранения сбруи, амуниции и фуража, кузницу, сараи, и … «нужные места» ….
            И только по высочайшему всемилостивейшему высокоблаговолению Павла I, «в уважение древности к сему архиерейскому дому, … и для приличия сему древнему городу» сюда срочно перевели монахов Старо-Голутвинского монастыря.
            Рядом со входом находится церковная лавка, не чуждая современным нововведениям: в дверях установлены металлоискатели, внутри тоже стильно – книги на отдельных стеллажах-столбах, коломенские сувениры – в вертикальных витринах под стеклом. Мы купили здесь душистый монастырский хлеб.
           
            История Старо-Голутвинского монастыря – это История Коломны.
            Город охраняли два сторóжа – Бобренев и Голутвин монастыри.
            Бобренев Обетный монастырь расположился на стрелке/слиянии рек Коломны и Москвы.
            Старо-Голутвинский монастырь находится на стрелке/слиянии рек Москвы и Оки.
            Основан в 1385, через пять лет после Куликовской битвы.
            Идея принадлежит Сергию Радонежскому. Воплощение – Дмитрию Донскому.
            Интересно, как там на небе принимали решение о создании этого монастыря. Он – результат усмирения двух физических сил третьей силой – духовной.
            История создания такова. Коломна принадлежала Московскому княжеству (князь Дмитрий Донской). Но располагалась она по Рязанской дороге и недалеко от Рязани (князь Олег Рязанский), которая также на неё активно претендовала. Была даже битва между ними, и Донской-Московский даже потерпел поражение от Рязанского. Князей успокоил Сергий Радонежский. Да как! – Помирил, поженил детей, основал монастырь.
            Преподобный Сергий нашел место для монастыря. Как легко звучит…. Сергий Радонежский – кто ты? – Святой угодник, страстный молельник и подвижник,  это мы знаем.  Но… никому не ведомый монах уходит в радонежские леса, создаёт там первый на Руси монастырь, куда стекаются некие отроки-послушники… простые и бояре…. Никто на Руси, а тем более в Орде, тщательно контролирующей огромные пространства, не знает, что делается в Сергиевой обители…. Вскоре оттуда по Русскому Северу, будто рои из улья, разлетаются ученики Радонежского и тоже основывают десятки монастырей, куда также собираются некие отроки-послушники…. А в свой срок уже ученики учеников разбредаются по лесам и закладывают новые монастыри…. Таким образом, на протяжении ~30 лет было создано около 30(!!!) монастырей – никем никогда не повторенное деяние в христианской истории. Что за монахи сидели в этих тайных монастырях мир узнает потом… например, на Куликовом поле….
            Место для Голутвинского монастыря Сергий выбрал, как всегда, очень сильное.
            Слияние рек. В дни солнцеворота, рано утром, было хорошо видно, как на востоке именно в этом месте являлось, вставало, поднималось солнце. Голутвинский монастырь – Богоявленский.
            Слово Голутва пытаются расшифровать историки. Версии самые разные.
1) Самая распространённая. «Голутва» - это вырубка в лесу, такая поляна, на которой потом и построили монастырь. – Интересно, но покажите мне хоть один пример называния лесной вырубки – голутвой???
2) Приключенческая. «Голутва» или «голыдба» - это племя голых людей (? ), живших здесь. Ну, не то что бы совсем раздетых, но…. Землянка, костёр, река, да рыба. В общем, разбойники (? J), контролировавшие речную торговлю. Их потом собрали, приодели, накормили, приставили к делу. И мало-помалу разбой сошёл на нет. – В общем, может, здесь просто жило племя голяда?
3) Очень интересная. Почитаем смысл букв в Слове. Древние славяне ведь никогда просто так е давали название месту, реке, горе, звезде.
ГоЛуТВа.
«Г» - почти всегда означает дорогу.
«ЛТ» - высшая истина, поток возвышенного, поток наилучшего.
«В» - почти всегда вода.
Значит – Голутва – это «высшая истина у водной дороги», «хорошее место у воды», «дорога по воде к возвышенному», «от этой воды дорога ведёт наверх, на небо». В общем, что-то так.
            Преподобный Сергий указывает ещё на место для храма – белого Богоявленского собора. Сейчас он – центр монастыря. Что интересно, конечно же, из 13 века собор дошел до нас и разрушенным, и перестроенным, но часть древнего фундамента сохранилась. И если вы будете обходить Богоявленский собор по кругу – увидите дверку в небольшое каменное подземелье. Его стены - это остатки старых камней из фундамента, и называется оно «Камушки Преподобного», считается святым.Настоятелем монастыря стал ученик Сергия – Григорий Голутвинский, которому святой вручил посох из чёрного дуба.Захоронение Григория Голутвинского находится в «Камушках». А драгоценный посох долго хранился в одном из монастырских храмов при образе Сергия Радонежского. Потом был утерян….
            Богоявленский собор, недавно полностью отреставрирован (видели бы вы его фотографии 1995 года с жутко обшарпанными стенами…) – опять спасибо губернатору Громову, его созидательной программе «Коломна – православный просветительский центр Московской области» и его (областному, не федеральному) фонду. Росписей на сводах пока ещё нет, но оставляет впечатление огромный золотой иконостас. Здесь же в соборе находятся мощи св. Григория Голутвинского (справа) и св. Феодосия епископа Коломенского (слева).
            Мы походили по территории, она довольно аскетична, монахи – мужчины суровые, им не до цветочков, но зато у них посажены кабачки и капуста, и подрастает молодой яблоневый сад. Яблочный урожай богатый, и румяных шариков валяется полным-полно в траве. Я подбираю одно, но муж буквально вынимает его у меня из рук и кладёт обратно на травяную подстилку – мол, не ты сажала, и тебя не угощают, чего разошлась. Я в душе и согласилась, и не согласилась с таким подходом.
            Людей на территории монастыря было совсем немного, а вернее, всего несколько туристов (включая нас) и сами редкие монахи. Я зашла ещё в желтый Сергиевский храм, а муж остался сидеть на скамеечке у входа. Я вернулась, а у него над головой летала белая бабочка. Интересно, чтобы это значило ?
            Монастырь обнимает ограда Матвея Казакова. И если я сдерживалась по поводу оценок его творчества в начале рассказа, чтобы не портить ими описание Коломенского Кремля, то сейчас я не сдержусь. Очень некрасивые, просто уродливые башни со шпилями-иголками буквально вонзаются в небо! Опять налеплено каких-то символов, то ли звезды Давида, то ли масонские знаки. В общем, не украшает эта ограда русский монастырь. И не зря императрица Елизавета Петровна просекла его масонские выделывания и выгнала из архитекторов своего дворца в московском Царицыно.
            Кроме иголок Казакова спокойствие и уединённость монастыря нарушают звуки несущихся поездов. Совсем поблизости проходит железная дорога и располагается станция «Голутвино».
            Кстати, добираться до Старо-Голутвинского монастыря нужно следующим образом: по центральной улице Коломны – Октябрьской революции надо ехать прямо, и довольно долго, не пропустите указатель-стрелку на монастырь - поворот налево. Для «ясности» обычно даётся ещё такое пояснение: «повернуть, не доезжая моста через Оку». Аборигенам оно понятно, а людям, слабо ориентирующимся в складках коломенской местности осознать понятие «не доезжая до моста» можно только тогда, когда ты этот мост уже проскакиваешь. Лучше запомнить другой ориентир: «поворот будет за ж/д рельсами».
            Сайт Старо-Голутвинского монастыря: www.starogolutvin.ru.
 
            Вот этот мост через Оку – довольно красивый. Почему-то мне запомнилась мощная чугунная решётка с чугунными гербами и гирляндами, а ещё белые гипсовые шары на въезде.
            Его построил гениальный коломенский военный инженер Аманд Егорьевич Струве. Он перехватил заказ моста у французов, которые запросили за него 30тыс.рублей, и построил его за четыре с половиной тыщи. Денег он на этом строительстве не заработал, зато приобрел честное имя, отточил мастерство инженера и осенился одной замечательной идеей. Зачем ввозить железные конструкции из-за границы, когда их можно с успехом отливать, к примеру, в соседней деревне. Задумано – сделано. Вместе с братом, тоже инженером Густавом Егоровичем, в деревне Боброво построил и запустил машиностроительный «Завод инженеров братьев Струве». Также они открыли здесь училище, библиотеку, театр и возвели заводской храм Всесвятский (во имя всех Святых).           
            Очень похоже, что именно его мы увидели, когда промчались по мосту через Оку с криком: «Аа, вот и мост!». Развернулись и на обратном пути справа увидели какие-то кирпичные корпуса и очень большую, интересную, кирпичную церковь. Хотели к ней подъехать, но торопились и передумали.
            В Коломне сохранилось много домов, которым по 100, 150 лет и более. Они разные, и деревянные, и двухэтажные с каменным низом и деревянным верхом. Многие дома украшены необыкновенно сложным и прекрасным деревянным узорным кружевом. Обратите внимание, что весь пропиленный узор-рисунок имеет смысл! Он пришел «издалека», из древней славянской истории.
Дом № 10 на ул. Казакова – деревянный домик, снизу доверху украшенный сложнейшим резным пропильным деревянным кружевом. Обратите внимание на дома № 6 и 8, вернее, их ворота.
Дом купца Мещанинова, похожий на «Зимний дворец в миниатюре» на ул. Красноармейской.
Дом купца Петрова с красивейшими дубовыми воротами «с резными выпуклыми фигурами» на ул. Лажечникова, 18 в Кремле. Такие же потрясающе красивые ворота с орнаментом можно посмотреть на ул. Красногвардейской, 29.
Дом-терем на ул. Ивановской, 5 – «яркий образец деревянного зодчества 19в.», или, другими словами, сказочно-кружевной дом с кружевными воротами и кружевной калиткой.
Точно такой же красавец-дом с тонкой резьбой по дереву, да ещё и в яблоневом саду находится на ул. Колесной, 15. А еще один такой же – на ул. Коломенской, 122.
Можно заехать и в села: Мячково (дом у пруда) и Парфентьево (напротив церкви). Там вообще стоят дома – диво-дивное и чудо-расчудесное. От резной красоты можно упасть и долго не вставать. Надо видеть!
А роскошный образец «верх - деревянный, низ – кирпичный» из 19в. находится на углу ул. Октябрьской революции и Пароходной.
Единственная нетронутая с древних времен улица старой Коломны – Водовозный переулок – «с живописной кривизной дороги, устремлённой под уклон к Москве-реке». На нём находятся 2 дома нач.18в. «массивные здания с бугристыми стенами необыкновенной толщины».
Краеведческий музей г.Коломны раньше располагался в Церкви Архангела Михаила (через дорогу от Пятницких ворот Кремля и памятника Дмитрию Донскому), а совсем недавно переехал в усадьбу Колчиных (ул. Лажечникова 15). Здесь хранится подлинная печать с Единорогом из Городищ (на самой церкви сейчас копия). Об этом загадочном звере история ниже.
 
            И ещё один интересный, но непонятный момент. Мой «любимый» и очень «точный» путеводитель обещал на территории Коломенского Кремля увидеть «древний памятник 12-13вв., удивительную белокаменную церковь высотой в человеческий рост», у которой «основание и цоколь со временем ушли в землю, исказились стены и пролеты, но осталось одно украшение – бегущий барс (или носорог), выточенный из камня».           
            Церковь мы эту не увидели, и не нашли, и её даже почему-то не было на карте Кремля. Интересно, как люди не бывшие в городе, ваяют путеводители по нему? L
            Пришлось самой засучить рукава. Оказывается эта церковь - Зачатия Иоанна Предтечи. Она является «древнейшим каменным зданием в Подмосковье», и построена в начале или середине 14в.
            Находится – в селе Городищи – на левом берегу реки Коломенки.
            На одной стене в камне вырезан таинственный знак – Единорог (перепутать с Носорогом можно, но с Барсом?!). И это не церковь, а сплошные вопросы: когда была построена и кто её создал? кто оставил знак Единорога и зачем?
            «Сердце замирает, когда подходишь к этим бугристым, словно руками вылепленным, стенам…. Будто воплощённое Время взирает на тебя!» (Р.Словацкий).
            Из далеких времен до сих пор долетают до нас сохранённые людьми обрывки её истории: это место считалось священным…, под землёй древних Городищ зарыты клады…, отсюда и начиналась Коломна…, в домонгольские времена здесь был княжий терем….
            Да и возможно, что это ещё более древний храм, а в 14в. он просто переделывался, тогда-то и появился у северного (левого) входа фантастический Единорог. Есть легенда, которая объясняет смысл знака так: хан Батый оценил мужество сражавшегося против него русского князя, и велел захоронить его в этой церкви. А для охраны воина – оставил свою высеченную в камне печать.
            На меня лично красивое предание не произвело должного впечатления (неправдоподобно, да и даты как-то не состыкуются) и поэтому вопрос остаётся открытым: почему этот камень считается «печатью …хана Батыя»? И где там у них, говорите, в Коломне хранился Пояс Власти? …
            В самой церкви находится уникальная икона Иоанна Предтечи с крыльями и в полный человеческий рост (высота доски – ~170см). Манера живописи сходна с изображением Успения на второй стороне феофановской иконы Донской Божией Матери.
            А ещё – у древней церкви Зачатия Иоанна Предтечи – небольшие, но нормальные размеры. Авторша путеводителя перепутала, видимо, с другой церковью, что – «в Запрудной слободе, в районе улицы Олений вражек», или другим несохранившимся храмом уже в Кремле. В Коломне есть легенды про церкви, которые «ушли под землю, чтобы не достаться врагу», звон, которых «доносящийся из-под земли, повергает врагов в ужас или даже губит их».
           
            У этого монастыря очень интересная история. Один год основания чего стоит – 1381 – следующий после Куликовской битвы. Единственное, он расположен не в Коломне. Зато его голубые маковки очень хорошо видно с другого берега Москва-реки со смотровой площадки в Коломенском Кремле – практически, напротив.
            Мы в него, к огромному сожалению, не заехали. Когда мчались в Коломну – оставили «на потом». А на обратной дороге, мы боялись попасть в воскресную дачную пробку в Москву, до которой оставались считанные часо-минуты, и пролетели мимо. !!! (При выезде из Коломны есть стрелка направо – «Бобренев монастырь, 3км»).
            Я расстроилась. Потому что очень хотела увидеть этот монастырь. Его основал друг и соратник Дмитрия Донского – князь Дмитрий Волынянец, или Боброк, или Бренок. Это он вечером перед Куликовской сечей объезжал с Донским поле и «слушал землю». Это он возглавил тот самый Засадный Полк, неизвестное, прекрасно обученное и экипированное «спецподразделение». И в самый критический момент битвы вывел 400-700 засадников из дубравы, решив исход битвы.
            Воины из Засадного Полка были подготовлены в Сергиевых обителях. И владели не только древними секретами рукопашного боя, но и особыми психологическими приёмами. Засадники сражались с силами со стократным перевесом. И бились они наручами – стальной пристегивающейся от запястья до локтя пластиной с короткими острыми зубьями-жалами. Ими они пробивали любую кольчугу или панцирь. Один такой опытный боец с наручами – проникал в любую воинскую массу, в т.ч. вооруженную мечами и саблями, как нож в масло. Вот почему потом, татары будут рассказывать о «заговоренных, ни мечом, ни стрелой не уязвимых русских воинах».
            На поле Куликовом Боброк с Донским дали обет – построить монастырь в честь Победы. И слово своё сдержали. Монастырь князья посвятили Божией Матери, он – Богородице-Рождественский.
            Святыня этой обители – чудотворная икона Феодоровской Богородицы, «которая приплыла на волнах Москвы-реки».
            Мало кто знает, что в Бобреневом монастыре есть храм «Поющих ангелов». Его редко открывают для туристов. У него внутри уникальная акустика: когда на хорах поет один певчий (даже тихонько) - кажется - будто поют отовсюду. Невозможно указать четкое направление источника звука. Неизвестно кто рассчитывал и проектировал этот храм, но аналогов ему в стране очень немного.
            И снова же, неутомимый Матвей Казаков и здесь наставил своих колющих башен - ограда тоже его рук дело.
 
            Наступило время обеденного перекуса и муж, как обычно, сильно разволновался. Если у меня в списках приоритетов на первых местах всегда и в любую погоду стоит осмотр достопримечательностей, а в перерыве – еда, то у него с точностью наоборот: на первом месте – хорошо покушать, на втором месте – попить кофейку, на третьем – передохнуть на скамеечке, на четвертом – см.п.1, в перерывах – краткий осмотр какой-нибудь достопримечательности.
            После осмотра Кремля муж грозно затребовал заранее подготовленный мною список с адресами пищевых объектов. Я зашелестела бумажкой, вот перечень:
1) кафе «Намеки», ул. Лажечникова, д. 5 – на территории Кремля;
2) кафе «Погребок» - на территории Кремля;
3) ресторан «Викинг», Окский пр-т, д. 27.
            Два первых кафе были отобраны по принципу удобства нахождения (в Кремле), хотя мнения их посетивших расходились в оценках. Ресторан же находился далековато от центра, но его большинство хвалили. Мужская логика сработала по принципу первобытного инстинкта – «Намеки» с «Погребками» отмелись решительно и сразу и даже не рассматривались в качестве альтернативы, а кандидатура далекого, но брутального «Викинга» была принята единогласно, т.е. одним главным мужским голосом. Мои комариные попискивания типа: «Да вот же они перед нами, зачем куда-то тащиться», по-моему, он даже не расслышал.
            Надо заметить, что иногда (), действительно, к Их логике нужно прислушиваться. Ресторанчик оказался вполне достойным. Окский проспект пересекает центральную улицу Октябрьской революции - если ехать от Кремля, нужно повернуть по нему направо. «Викинг» - это приземистое кирпичное здание на левой стороне дороги (ехали минут 5, за ж/д путями). Интерьер оформлен шкурами, доспехами, копьями. Еда достаточно вкусная – не сказать, что прямо «ах» и захлебываешься от восторга, но вполне приемлемая. Я так сдержанно пишу, потому что в заказанном мною лососе в горшочке мой чуткий нос уловил легкую готовность этой рыбы перейти из категории «первой свежести» во «вторую» , но муж заказанным куском мяса и салатом остался доволен. В целом наша оценка «Викинга» – 4+.
 
            «Золотой улей» - это полноценная достопримечательность Коломны и находится недалеко от Кремля (~500м) на ул. Октябрьской революции, 219. Здесь продаются медовый алкоголь, медовые продукты, лекарства на меду и сам мёд. Глаза разбегаются. Тара, т.е. сами бутылки – очень оригинальные. От огромных подарочных бочонков (к примеру), до небольших фигурных бутылок. Формы – обалдеть, например, башни, колокола, императорские короны, ёлочки и просто хрустально-резные штофы.
            Медовый алкоголь – это бальзамы, вино, медовуха и квас.
            Бальзамы на меду: «Тайга», «Дерсу», «Трио», «Диана», «Водолей».
«Тайга» = мёд + женьшень + можжевельник + лекарственные растения: полынь, зубровка, тысячелистник, мята + яблочный сок = оздоравливает, выводит токсины.
«Дерсу» = мёд + корень женьшеня + китайский лимонник = тонизирует.
«Трио» = мёд + прополис + лекарственные растения: зубровка, тысячелистник, мята + яблочный сок = укрепляет иммунитет.
«Диана» = мёд + женьшень + кориандр + сок клюквы = нормализует давление.
«Водолей» = мёд + женьшень + лекарственные растения: полынь, зубровка, тысячелистник, мята + специи: гвоздика, кориандр, имбирь = тонизирует, улучшает обменные процессы.
            Вина из меда (13-15˚), натуральные, результат естественного брожения на шишках хмеля и цветочной пыльце: «Старая Коломна» (настой клюквы), «Маринкина башня» (черноплодная рябина и мускатный орех), «Девичье поле» (мята), «Монастырский мёд» (настой черного перца), «Боярский мёд» (настой душистого перца), «Дружинный мед» (кардамон), «Брусничный мед» (ягоды брусники), «Рябиновый мёд (красноплодная рябина и имбирь), «Малиновый мед» (малина), «Королевский мед» (гвоздика), «Русский мед» (можжевельник), «Русская деревня» (с золотым корнем).
            Медовуха «Княжий мёд» с имбирем – это тоже вино из мёда, только слабое (9˚).
            А также мёд с цветочной пыльцой, с прополисом, с пчелиным маточным молочком, с зародышами пшеницы, с женьшенем, с китайским лимонником и обычный.
            Всё это продукция Пчеловодного комбината «Коломенский» из соседней к городу деревни.
            Сайт магазина: www.honeywine.ru. Магазин работает с 9-19 (пон.-чтв.) и с 9-20 (птн.-вскр.).

            Мы купили бутылочку бальзама «Тайга» в четырехгранной резной бутылке-штофе со стаканчиком-пробкой. Его приятно добавить в чай или кофе, а пить просто сложновато – слишком сладкий и тягучий как кисель.

 

 

 

 

Авторские права на текст полностью принадлежат автору - НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т.ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт - (с) http://www.pamsik.ru и упоминании имени автора.
PamsikLivejournalновые фотографии из путешествий
Фотоальбом «Коломна»
Рекомендуемый шрифт при распечатке – Verdana 8.
   

© 2008
Все права защищены