Наши путешествия

*Photos от друзей
Болгария
Голландия
По Москве и области - С детьми
Россия <200км от Москвы
Россия < 400км от Москвы
Россия > 400км от Москвы
Россия. Калининград и область
Россия. Народные промыслы
Россия. Путешествия одного дня.
Россия. Санкт-Петербург
Турция
Украина
Финляндия
Швеция
Эстония

Ассорти от друзей

Santa Nikolays
Анисовка
Косенкова И.
МАлина
Мой Первый Рассказ.
Ольга Тен
Смирнов А.
Таисия Бонд
Частикова Э.
Эна



Усть-Цильма. Республика Коми (часть 1я)
Ольга Тен

                                                                                                                2010

Все-таки с возрастом мы мудреем… Знаю, знаю -  «мудрость не всегда приходит с возрастом, иногда возраст приходит один»))) Однако, смею надеяться, что ну хоть какие-то крупицы, микроны  сего магического явления, имя которому – мудрость,  осели у меня в голове… Наивная))))
Ну сами посудите, еще каких-то 5-7 лет назад я и думать не думала о том, что путешествия (вожделенное слово!) по просторам России могут принести столько удовольствия! Мир находился для меня исключительно за государственной границей РФ… Вот балда! Вполне вероятно, это «издержки» возраста…
Однако, как говорится, что ни делается - все к лучшему. В моем случае это были новогодние каникулы. Подходя к встрече нового 2011 года, я была решительно нацелена на «путешествие», любое, хоть куда, хоть на пару дней,  потребность в «подпитке» новыми впечатлениями просто зашкаливала. К тому же я прекрасно помнила о том, как замечательно мы встретили прошлый, 2010 год.  Без тени иронии - прекрасно! Дома, в кругу семьи, все, как я люблю. А последующие «каникулярные» дни вспоминаются мне исключительно как гастрономически-диванный релакс с полным отключением всех мыслительных функций и погружением в телевизор… И это тоже не есть плохо! Если бы не одно «но»… Как же мне потом было тяжело (тошно, мерзко, противно, лениво, апатично, тоскливо….) возвращаться в дружные ряды трудящихся (да и им, по-моему, было не лучше)!  Здесь очень к месту будет  процитировать мою мудрую бабушку – «ОПУСТИТЬСЯ НЕДОЛГО!» -  эти слова застучали у меня в мозгу в преддверии нового 2011 года. Не хочу диван! Не хочу спать до полудня! Слишком уж живо было в памяти ощущение первого послепраздничного рабочего дня… И как я его пережила?

Затянувшийся дома ремонт и получение второго высшего образования ехидно улыбались мне и тянули, тянули честно зарабатываемые деньги, ух! Круг возможных «объектов» посещения, в свою очередь, неумолимо сужался, когда на помощь пришла Л.А. (моя мама – Людмила Александровна, Л.А.- for short). Мамы - они такие. Всегда помогут в трудную минуту!  Вот и наша Л.А., читая как-то местную газету, узрела там интереснейшую информацию о том, что есть возможность встретить новый год не где-нибудь, а в чуме! В самом настоящем! Вы знаете, что такое чум?))))  Л. А. как человек интересующийся, просто-таки загорелась этой идеей! И началось! Ну, для начала, банально сходили в турфирму. Да, сказали нам там, есть такие туры. Но Вы попозже приходите, и вообще, ближе к делу будет видно, наберется ли группа.… На десерт выяснилось, что данный тур предполагает поездку в село Визинга… Дабы не утомлять подробностями географического характера (а я могу), скажу, что чум и Визинга в моем понимании вещи не совсем  парные… Чум-жилище оленеводов, а когда это через Визингу оленей гоняли? Вопрос остается открытым. Вот такой населенный пункт как Ижма-это совсем другое дело!

Цитатка: «Становление оленеводства, производительной отрасли для ижемцев складывается к середине ХVIII века. К этому времени ижемцы стали выходить с оленями в тундру. А к концу девятнадцатого века ижемцы стали одними из самых крупных оленеводов в Большеземельской тундре. Это произошло потому, что ижемцы, переняв у северных оленеводов кочевой уклад жизни и быт, внесли в эту отрасль много нового: круглогодичную охрану стад, выход к морю в более удобное время, прививание животных от различных болезней и т.д. Но самое главное, ижемцы сделали оленеводство товарным, не только за счет продажи мяса, но и за счет производства замши из оленьих шкур. Замша в 19 веке была востребована не только в России, но и за рубежом.» И еще: «В публикации 1865 говорится, что в Ижме "редкий хозяин не имеет от 500 до 1000 голов оленей"»  Во как!

Вернувшись к «первоисточнику», мы вновь увидели в нем название Ижма, а уж если быть совсем точными, то – Сизябск (это село на левом берегу реки Ижмы)  Вежливо распрощавшись с сотрудниками турфирмы и порадовавшись их высокому профессионализму (а как же! Они ведь не стали альтернативой вожделенному чуму Египет предлагать, уже прогресс!), мы «пошли другим путем». Называется – «язык до Киева доведет». Сейчас попробую описать. Если устали-смело пропускайте, ну а если нет, тогда.… У одной из маминых сотрудниц в Ижме проживает родня, в гости к которой семья сотрудницы периодически наведывается. Разузнав, что очередное «наведывание» должно состояться в ближайшее время, Л.А. обратилась с просьбой посодействовать нашему благому начинанию и разузнать, как бы нам Новый Год - то в чуме встретить? По прошествии некоторого времени в руки нам была передана ценнейшая информация, в виде бумажки с номером телефона, раздобытая мужем сотрудницы. Да, дескать, такая возможность существует. Есть такая женщина, которая занимается организацией поездок в село Сизябск, в ее же компетенции находится и чум. Телефон прилагался. Вот так впервые мы услышали о Зинаиде Павловне. Зинаида Павловна Вокуева, замечательный человек, добрый, открытый, бескорыстный. Наша волшебница!

Ну, а теперь-самое смешное… Я так все описываю, будто бы дело было числах в 20-х декабря. Предновогодняя суета, спешка, overbooking.… На самом деле развили мы эту бурную деятельность аж в … октябре!)))) Что, зная мою педантично-перестраховочную натуру совершенно неудивительно! Но окружающим всегда смешно! Ну да ладно! Заполучив драгоценный номер, я тут же принялась звонить. Один раз набираю - никто не отвечает. Второй-тот же результат. Ну все, думаю, опоздали! Конечно, кто ж в начале октября по поводу новогоднего вечера договаривается! Все, небось, уже летом договорились… Л.А., видя, что я окончательно прижухла, отобрала у меня у меня все координаты и… с первого раза дозвонилась! Что ж, и с этого момента, как говорится, процесс пошел! Зинаида Павловна, конечно же, удивилась столь раннему звонку, рассказала, что, да, так и есть, она сама занимается организацией поездок в Сизябск, предоставляет размещение и питание на все время, что мы будем находиться там. Есть у нее самый настоящий оленеводческий чум, в котором, собственно, мы и мечтали встретить НГ, а помимо чума - масса развлечений! Это и катание на ватрушках с крутого холма, и мастер - классы по изготовлению коми-сувениров из оленьего меха, катание на лошадях. Ура-а-ааааа! Таким образом, уже в октябре решив свои проблемы с организацией новогодних каникул, мы вновь погрузились в рабочие будни, ремонт, сессии… Время пролетело очень быстро. В ноябре (а то и в начале декабря, уже не помню) мы еще раз созвонились с Зинаидой Павловной, подтвердили ей свое «раннее бронирование» (обожаю это словосочетание!) – решили, что поедем на 2-3 дня, этого вполне достаточно. Нужно ли говорить, что билеты мы ломанулись приобретать ровно за 45 суток?))) Да это и так понятно! А! Забыла написать, что «стартовали» мы из Ухты рано утром, часов в 6, в дороге всего 4 (!!!!!!) часа! Песня-сказка! Понимаю, что меня однозначно не поймут, к примеру, жители столицы, да и средней полосы. Но мы живем на Севере, на том севере, куда когда-то, в совсем еще недалеком, но очень страшном прошлом были сосланы тысячи и тысячи людей. Вам ведь наверняка что-то говорит название-Воркута? Не самые радужные ассоциации.… К сожалению, нет у нас в крае, в районе трех-шести и более часов езды каких-то «достопримечательных» мест, исторических усадеб, древних городов.… Суровый край. Посему, привыкнув к тому, что до Москвы нужно сутки ехать на поезде (ну или два с лишним часа на самолете), я была просто счастлива затратить на дорогу в данном конкретном случае всего-то 4 часа!


День первый – долгожданный. Путешествие началось!

Итак, 30 декабря рано утром мы с Л.А. загрузились в плацкартный вагон поезда «Сыктывкар - Печора», идущего в северном направлении. Странно и смешно, но в этом направлении я путешествовала впервые в своей жизни. Хотя, чего тут странного, северяне предпочитают южное направление! Логично!
Вагон спал, сопел и местами похрапывал. А мы с Л.А., уютно устроившись на боковушках, глазели по сторонам. Я, утомленная, полугодовым отсутствием путешествий, достала фотоаппарат, «взвела затвор» и приготовилась вести свой фоторепортаж. Не успели отъехать – первая остановка, станция с красивым названием Сосногорск. Деревянное здание вокзала (аккуратненькое, даже в каком-то немного теремковом стиле) да круглая шайба луны на черном небе – это все, чем можно было любоваться на протяжении 40 (!) минут, что поезд стоял на этой станции. Я уж и так вокзал сфотографировала, и сяк, и с луной, и без… Дальше остановок было меньше, так долго уже нигде не стояли, поэтому было веселее. Попутчики начали потихоньку просыпаться, утренние процедуры, поздний завтрак. Мы с Л. А. тоже почаевничали. В общем, время пробежало очень быстро. Конечной точкой нашего железнодорожного путешествия была станция с названием Ираёль.

Интересную версию прочла по поводу названия этой станции. Цитирую: «Из-за того, что в русском языке не очень принято использовать букву «ё», многие произносят «Ираель» и поступают неправильно. В коми языке слово «ель» означает «лес», а «ёль» переводится как «ручей». В переводе с коми оно означает «ручей Иры». Название этой станции породило множество легенд. По одной из них после строительства железнодорожной станции встал вопрос о названии. У вновь назначенного начальника станции была дочь Ира. Не долго думая, железнодорожники присвоили название протекавшему здесь ручью имя Иры и, соответственно, назвали по ручью и станцию».
Должна сказать, что станция Ираёль – очень важный транспортный узел. «Станция небольшая, но для двух районов Республики Коми (Ижемского и Усть-Цилемского) она значит очень много. Это и основной путь для пассажиров при следовании в центр республики и России, и основной пункт для доставки большого объема грузов».

Смысл вышесказанного я поняла тогда, когда, образно говоря,  просто весь поезд вышел на этой станции! Ага! Толпа людей, все торопятся, целенаправленно куда-то несутся.… Не ожидала.… Поддавшись всеобщему «броуновскому движению» я тоже быстро-быстро направилась к близлежащей маршрутке, замаячившей на горизонте. Рефлекс сработал моментально – нужно занять места!!!! Срочно! «Куда?!!!» - отрезвил меня вопль Л.А. «Нас же встречают!!!» - Уф! Точно! Я не то чтобы забыла эту информацию, но так, на всякий пожарный, решила подстраховаться. Все к маршруткам – и я к маршруткам! Но когда мы повернули за угол вокзала и увидели, СКОЛЬКО маршруток, автобусов и частников стояло на стоянке, то приступ смеха был гарантирован! Уехали бы все, и даже те, кто поехал дальше на поезде. Приключения начались!

На станции Ираель меня поразили две вещи. Казалось бы, поселок, не город, чего тут особенного ждать. Но все, абсолютно все автобусы и маршрутки отличались и чистотой, и новизной (многие), и, если хотите, ухоженностью. Молодцы! К примеру, у нас в Ухте, городе, который носит название «жемчужины Севера», маршрутки просто позорные! Грязные, пыльные, водители позволяют себе курить, кондукторы – хамить и причесываться, игнорируя наличие пассажиров, просто противно, честное слово. Поэтому местный автопарк приятно удивил! А еще в здании вокзала посреди информации с разными правилами, тарифами и  расписанием движения поездов мы прочли незатейливое такое объявление о том, что с такого-то числа сего года открыто движение по маршруту Москва-Ницца. Поезда ходят по таким-то дням, с такого-то вокзала, время в пути.… Вот так! И висит себе такое интересное объявление на станции Ираёль, приближая чью-то мечту.… А что? Пуркуа бы и не па? Настроение!!!!


Все еще день первый  (дорога в Сизябск).

Продолжаем разговор…. Да, нас должны были встречать! Зинаида Павловна и об этой «составляющей» программы своих гостей предусмотрительно заботится. От поселка Ираёль до Сизябска – 1,5 часа езды. Поэтому, если гостей много, если это организованная группа, то заранее договаривается с «кем нужно» и Вас встречают на «Газельке». А туристов-одиночек (наш случай) обычно встречает муж Зинаиды Павловны – Александр. Машину которого мы без труда отыскали среди Ираёльского «автопарка» (по номерам, естественно)))) Вновь загрузились, поехали! Люблю путешествовать на машине! Чувствую себя эдакой «черепахой», познающей мир. За окошком - красота! Солнышко играет на снегу, а по обеим сторонам стеной высятся деревья, сплошной лес. Вот промелькнул указатель на Ижму, не так давно ставшую знаменитой на всю страну. Аварийная посадка Ту-154  в сентябре прошлого года уже вошла в историю гражданской авиации, как счастливая.

Ижма — село на правом берегу реки Ижмы, безусловно, заслуживает отдельного посещения. Это древнейшее коми селение на реке Ижме. Люди жили на Ижме ещё в древности; неподалеку от села Ижмы археологами обнаружены 2 древних поселения, одно из них относится к VIII — III вв. до н. э. Село Ижма возникло в 1567 — 1576 гг.
«На нынешней территории Ижемского района проживает более 80 % коренного населения. Этот факт способствовал сохранению традиционного образа жизни, традиционной культуры и мироощущения живущих в тесной взаимосвязи с природой людей». Ну разве не здорово!

О, а вот и указатель на Усть-Цильму! (лирическое отступление)
Краткий экскурс в историю старообрядцев. Праздник «Усть-Цилемская Горка»

О, а вот и указатель на Усть-Цильму! Давно мечтаю там побывать. Как гласит Википедия, «Усть-Цильма — одно из самых древних сел Европейского севера».
«Село названо по его расположению в устье реки Цильмы (русское слово чильма означает «моховое болото, топкий торфяник», «глубокая яма (окно) на болоте, поверхность которой может быть водяной или моховой; топкое место на болоте, трясина»).

Не могу не скопировать информацию об истории этого интереснейшего села, очень уж она интересна и самобытна. И уж, коль скоро зашла речь о Русском Севере, то Усть-Цильма-это, безусловно, одно из его «сокровищ».

«Зарождение и основание Усть-Цильмы связано с именем выходца Великого Новгорода - Ивашки Дмитриева Ластки, которому царь Иван Грозный пожаловал царскую грамоту на пользование землями по реке Печора - огромные земли с богатейшими рыбными промыслами и драгоценным пушным зверем. Существует гипотеза, что Ивашка Ластка был в родственной связи с царем и принадлежал к старинному знатному роду князей Ростовских, самому влиятельному до опричных расправ в управлении государством. Поэтому и пожалованы были Ивашке богатейшие земли, которыми он владел безо всяких повинностей, за символический оброк – по кречету или соколу в год, а если не будет кречета или сокола, то за кречета или сокола оброку рубль.

Места печорские были известны русским людям издавна. Известен был путь и на нижнюю Печору. Он шел с низовий Мезени по ее притоку Пезе, по притоку Пезы Рочуге и далее через волок на реку Цильму, впадающую в Печору. Этой дорогой новгородский уроженец Ивашка Дмитриев пришел с Нижней Мезени и здесь, на левом берегу Печоры, поселился, но вскоре нашел более удобным правый берег, под горкой и на гари, где лес выгорел, и облюбовал место для жилья. Богатство края составляли рыбные ловища, садбища кречетов, соколов и непочатый лес, полный дичи, что породило Ластке противников: кеврольцев, чакльцев и мезенцев, из которых некоторые уже были знакомы с Печорою, ее богатствами и прежде, как говорит грамота «ловили рыбные ловли наездом».

«Эти придумали хитрость, хотя и весьма неловкую: они задержали Ластку на пути в Москву у себя на Пинеге, отправив вперед своих приспешников, ходатайствовать у царя об новой грамоте для себя исключительно. В марте посланные явились в Москву с челобитьем и сказали про Ивана про Ластку, что его безвести нет и что они готовы дать оброк за два года вперед по три рубли в год». В апреле приехал и Ластка, и к прежнему оброку прибавил еще рубль, против противников своих. Так, в Москве было решено оставить Печору за Ласткой, «потому что, - как сказано в грамоте, - нас те кеврольцы и чакольцы, и мезенцы Вохрамейка Яковлев с товарищами оболгали, что Ивашка Ластка безвести нет, давать ему оброку царю и великому князю на год в нашу казну по четыре рубли московских». На обороте грамоты подпись Ивана Грозного, и следует приписка, из которой видно, что пинежане на новый оброк Ластки наложили еще свой рубль, но Ластка и тут не уступил: Печора осталась-таки за ним за шесть рублей оброку в год.

Иван Грозный повелел слободчику Ивашке «на том месте и впредь жити и двор ставити и людей призывати».

1542 год считается датой основания села Усть-Цильма.


На левом берегу в местечке Старое Дворище спустя почти четыре с половиной столетия, в 1982 г. благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке там, где в отдаленные времена были срублены новгородцами первые дома слободки.

Новая слободка начала «жить и копиться». Ластка стоял во главе нескольких новгородских семей, вскоре к ним присоединились мезенцы и пинежане. Основным занятием слобожан были рыбный и охотничий промыслы. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края играли незначительную роль в жизнедеятельности населения.

Первоначально слободка входила в состав Вычегодско-Вымской земли, но в 1575 была передана в волость Пустоозеро (позднее - Пустозерский уезд). Деревянную церковь построили здесь в 40-х г. 16 века. В 1564 здесь насчитывалось 14 крестьянских и несколько церковных дворов, в 1575 - 16 крестьянских и 4 церковных дворов и кельи, имелась деревянная церковь Николая Чудотворца. Жители носили фамилии Дуркин, Калинин, Онищев, Толстой, Корела (переселенец из Карелии) и Чупра (родоначальник Чупровых). Первопоселенцы ставили дворы, разводили скот, ловили рыбу, занимались пушным промыслом. Население росло медленно, принимали далеко не каждого пришельца. Жизнь не баловала устьцилем, слабые духом здесь не выдерживали, и в древних рукописях не раз отмечались такие случаи: «Жилецкие люди разбрелись кормиться в русские и сибирские города». Природа заставляла переносить неслыханные лишения. Но ни пропасти, ни леса, ни снега не остановили смелых людей. Через 20 лет в Усть-Цильме числилось уже 14 дворов с населением 19 человек (взрослых мужчин).

«А с угодья Усть-Цилемския волости жильцов, рыбная ловля на реке Печоре ... и всего 14 тонь, а ловят на всех на тех тонях красную рыбу семгу, а в других речках ловят белую, да бобра бьют», — сообщает документ того времени. Земледелие было развито слабо: “да в той же Целемской слободке хлебные пашенки позаде дворов их в капустных огородишках, ...и они те пашенки в ыной год пашут, а в ыной год и не пашут, потому что морозом убивает”.

В конце 17 – начале 18 вв. на Усть-Цильму неоднократно нападали ненцы. В это же время здесь появилось немало старообрядцев, спасавшихся в отдаленном краю от преследования властей.

Несмотря на большие трудности, статус развивающегося населенного пункта помогали поддерживать торговые связи, которые имели огромное значение для развития отдаленных северных опорных пунктов, каким являлась Усть-Цильма в 17-18 вв. Так, с основанием Мангазеи древнейший путь «Встреч Солнцу» - «через каменный путь» получил особое государственное значение. Путь этот шел из русского Поморья через Цильму на Печоре и дальше на Восток. Чтобы избежать утечки доходов, казна в 1620 году запретила морской путь в Мангазею. Речной «чрезкаменный путь» стал официально единственным, а значение подхода к нему со стороны Цильмы еще более возросло. Усть-Цилемская слободка была официально утверждена таможенным пунктом, где регистрировалось движение в Сибирь и из Сибири. В 18 веке путь потерял общегосударственное значение и стал использоваться в основном для доставки грузов местного значения.

В 1782 в Усть-Цильме имелось уже 127 дворов, 1040 жителей (477 муж., 563 жен.). По соседству появились к этому времени и другие небольшие русские селения, основанные переселенцами из Усть-Цильмы. Обитатели слободки занимались в основном охотой и рыболовством, были среди них и ремесленники. Многие пахали землю и выращивали ячмень. Важную роль в хозяйстве играло животноводство (лошади, коровы, овцы, позднее стали разводить оленей), на основе которого возникло товарное производство коровьего мяса и масла. Ежегодно в июле и ноябре проводились ярмарки. В 1843-1851 в селе построили каменную православную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1856 в Усть-Цильме был образован старообрядческий приход. В 1859 в селе Усть-Цильма (Слободка) имелось 178 дворов, 1411 жителей (696 муж., 715 жен.), 2 церкви.»

Знаменательные факты:

«2 марта 1491 г. Великий князь Иван III отправил экспедицию в суровый Печорский край искать серебряные руды. Через семь месяцев, 20 октября 1491 г., экспедиция вернулась с известием, что 8 августа была найдена не только серебряная, но и медная руда на р. Цильма в 20 верстах от реки Косма, в 165 верстах от реки Печора. Из Цилемской руды была выплавлена первая русская монета. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Российском государстве. С того времени на Руси сами начали добывать и металлы, плавить и чеканить монеты из своего серебра, меди и золота. В 1496 году при устье Заводского ручья, впадающего в р. Цильму в 8 километрах выше устья реки Рудянки, был открыт по тем временам большой медеплавильный завод. Это был первый в истории государства Российский завод промышленного производства. На Цильме началась история горного дела в России.
Важным событием, имеющим общероссийское значение, было официальное открытие 1 июля 1911 года в с. Усть-Цильма первой в истории государства Российского научного учреждения в приполярных условиях – Печорской сельскохозяйственной опытной станции Академии наук России Андреем Владимировичем Журавским, известным исследователем Приполярного Севера»

Интересен тот факт, что русское село находится в глубине Коми края, куда не проникло крепостное право, и на протяжении почти пяти столетий (село основано в 1542 году, то есть селу 466 лет), село хранит традиции древнерусского фольклора своих предков: песни, обычаи, обряды, праздники.

Именно благодаря отдаленности Усть-Цильма сохранила свое богатое культурно-историческое наследие.
Сегодня с. Усть-Цильма – это край, в котором достижения XXI века переплелись с седой стариной. Основным самобытным обрядовым праздником есть и остается «Усть-Цилемская Горка», одно из обрядовых действ, которое сохранилось на Русском Севере только в Усть-Цилемском районе. По-мнению фольклористов России, Усть-Цильма – единственное место, где уникальный праздник предсенокосных хороводов средневековой Руси сохранился до наших дней в последовательном обрядовом действии.

Старинный народный праздник «Горка» возник в 18 веке из праздника летнего солнцестояния и был приурочен ко времени, когда в крестьянских работах наступала передышка между севом и сенокосом. Праздник символизировал вершину трудового года, а также пору вхождения подростков в круг молодежи.

В середине 19 века «Горка» проходила на высоком месте недалеко от реки Печоры, куда приставали суда с товарами, прибывшими с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска. В Усть-Цильму съезжались жители соседних деревень, купцы раскидывали палатки, и начиналась ярмарка. Это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой. Повод для праздника был утрачен, но традиция сохранилась до наших дней.
«Горка» начиналась в период весенних праздников с Николы вешнего (22 мая) до дня Петра и Павла (12 июля).

По всему Печорскому краю устраивались хороводные гуляния - «горки», с которым и связано выделение весеннее – летнего годового цикла. Начало сезона «горочных» хороводов на Печоре зависело от местных погодных условий и, в первую очередь, связывалось с ледоходом и освобождением земли от снега, то есть наступлением весеннего тепла, а также таким конкретным фактором, как готовность земли к пахоте и севу. Горка устраивалась практически во все праздники весеннего периода – в Вознесение, Троицу, петровское заговенье, могла проводиться и по воскресным дням.

Самое большое в горочном сезоне гуляние устраивалось в Иванов день, вообще от Иванова до Петрова дня в селе Усть-Цильма устраивались самые оживленные горочные гуляния, так как на этот период приходились последние дни чердынской ярмарки, что не могло не сказаться на общей атмосфере праздника. Петровым днем или на накануне его «горочные» гуляния заканчивались; начиналась самая тяжелая трудовая пора на Печоре – сенокосная «страда» и ловля семги, которая в прошлом служила средством расчета с купцами, приплывающими сюда с Чердыни, чтобы снабдить жителей Печоры хлебом и другими товарами.

Участники «Горки» одеваются в праздничный наряд традиционного устьцилемского костюма. Устьцилемский женский костюм не просто соответствует условиям праздника как такового, а является «эмблемой» праздника. Костюм состоит из «рукавов» (рубаха), сарафана, передника (фартук), и «коротеньки», сшитых из парчовых шелковых тканей; на талии завязывается плетеный яркий разноцветный пояс с кистями. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной  убор - плат. Он может быть  трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
Мужской костюм более простой. Он состоит  из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных  чулков и кожаных ступней.      
Подлинный костюм  органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью.

Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа",  "плетень",   "плясовая".  Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно,  участие людей старшего возраста в хороводах  было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией,  и строгим хранением  горочного репертуара. На этом  действие «Горки» заканчивалось, участники  расходились по домам небольшими группами с протяжными,  лирическими  песнями.

Судя по рассказам устьцилем, Петров день можно рассматривать как границу весеннего и летнего сезонов, канун важнейших для северян летних хозяйственных работ, и, вероятно, поэтому с ним был связан особый обычай.

«В ночь на Петров день (с 11 на 12 июля) местные жители отправлялись на противоположный берег реки (жители с. Усть-Цильма – на место первого поселения основателей Усть-Цильмы, называемом Старыми Дворищами) – на сенокосные луга («пожни») или в лес, где жгли костры – «огнища» - и варили кашу - «петровщину» для коллективной трапезы; пары молодых людей переезжали от костра к костру («ездили по огнищам»). В этом обычае можно усматривать архаические черты предков, актуализируемого перед началом напряженных летних работ, от которых зависело благосостояние печорцев в течение всего года».

Этот обычай также как и «Горка» сохранился и по сей день, и называется это народное гуляние «Петровщиной» и проводится в ночь с 11 на 12 июля. Петровщина сегодня является составной частью празднования республиканского праздника «Усть-Цилемская Горка».

Ежегодный обрядовый праздник «Петровщина» отмечается только  в Усть-Цилемском районе в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, - это отголосок   ритуально-поминального обряда. В ночь с 11-го на 12 -ое июля у устьцилем принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью. Считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Важно, что поминальная трапеза проходит за рекой или у реки: в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых.
По старинным преданиям душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: крупа, каша. Кашу варят практически всегда пшенную.
В этом обряде сохранились следы древнего представления о том, что души умерших вселяются в птиц и являются символическими посредниками между миром «живых» и «мертвых». Река – символ некоего посреднического начала, соединяющего выше обозначенные миры, а вода – символ уходящего времени.
Также многие устьцилема во время этого праздника варят уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла, поэтому день святых Петра и Павла принимает и  характер рыбацкого праздника. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей всех своих умерших родственников. Таким образом, устьцилема ежегодно встречают утро 12 июля.

Республиканский фольклорный праздник «Усть-Цилемская Горка» сегодня проводится ежегодно в Иванов день 7 июля и в день первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля в селе Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми.

Ну вот, я в своем репертуаре, начала, как говорится, за здравие….  Все же мечтаю я, давно уже мечтаю побывать на Усть-Цилемской горке, хоть ненадолго окунуться в атмосферу этого волшебного места, соприкоснуться  с культурой тех, кто зовется таким одновременно строгим и красивым словом-старообрядцы… Вот и понеслась душа в рай.. А усть-цилемская семга….Песня-сказка!

Между прочим,   Вашему вниманию предлагаются:

1. Этнографический тур «Усть-Цилемская горка на  Петров день».

2. Сплавы по реке Пижма

3. Отдых со спортивной рыбалкой в Усть-Цилемском районе

4. «Тур выходного дня»

5. Тур «Зимние забавы» 

 

(c) Информация и фотографии с сайта "Усть-Цильма"

Контакты автора: Ольга Тен, laten53@mail.ru

Пост на PamsikliveJournal с фотографиями из поездки

   

© 2008
Все права защищены